Из опыта работы учителя - методиста, заместителя директора по учебно- воспитательной работе Тельмановской ОШ I-III ступеней Луценко Людмилы Викторовны
Новая страница 1
Разработка психолого-педагогического семинара
Тема.
Организация эффективного педагогического общения.
Оборудование:
1.Запись на доске темы.
2.Эпиграф: “ Человеческое общение – самая большая
роскошь на свете”. (А.Сент Экзюпери)
3.Задачи семинара:
- повышение психологической
культуры и профессионального уровня педагога;
- актуализация уже
имеющихся знаний об особенностях, специфике, технологии реализации
педагогического общения;
- осмысления процесса
педагогического общения и себя как личности, как профессионала в нём.
4. Понятийный аппарат (на
карточках):
общение –
взаимоотношения –
коммуникация –
интерактивный –
перцепция –
психологические барьеры
общения –
модели общения-
Ход занятия
I.
Вступительное слово.
Уважаемые
коллеги! По словам
французского писателя-гуманиста А.Сент Экзюпери, человеческое общение – самая
большая роскошь на свете.
Но в одном случае – это
роскошь, а в другом - профессиональная необходимость. Есть такие виды
человеческого труда, которые просто невозможны вне общения. Именно таким видом
трудовой деятельности является работа педагога, наша работа.
По мнению психологов,
структура педагогического труда насчитывает более 200 компонентов. И одной из
самых сложных сторон его является общение. Науку, которую преподаёт учитель и
методику преподавания, он изучал в вузе. А как воздействовать на личность
ученика, как правильно построить систему взаимоотношений с учащимися,
организовать эффективное педагогическое общение, чтобы процесс обучения и
воспитания был результативным и отвечал требованиям времени, нам часто
приходится осуществлять стереотипно или интуитивно.
Воздействовать на личность
ученика учитель сможет лишь в том случаи, если умело организует общение с детьми,
станет составной частью детского коллектива, если во взаимоотношениях педагога и
детей главным регулятором будет великое чувство общности, чувство «мы». Не
секрет, что порой именно сложности общения определяют отношения ребят к нам,
учителям, и наше отношение к педагогической работе.
Предмет нашего разговора
сегодня …[см. тему на доске].
Наши задачи … [см. запись
на доске].
ІІ. Мозговой штурм.
1.Что такое общение?
2.Что такое, по – вашему, взаимоотношение?
3.Какие бы вы назвали бы функции общения?
( После выступлений участников семинара ведущий обобщает ответы и
делает выводы:
1.Итак, общение – самое
распространённая деятельность человека, которая является основой любой профессии,
особенно педагогической.
Общение невозможно без
взаимоотношений.
2. Взаимоотношения – это
специфический вид отношения человека к человеку, при котором они имеют
возможность одновременного и отсроченного восприятия друг друга; это, другими
словами говоря, межличностные отношения, которые могут быть деловыми,
дружескими, познавательными.
3. Функции общения:
информационно-коммуникативная, познавательная, организаторская, влиятельная.)
ІІІ.Выступления участников семинара по проблеме “
Особенности педагогического общения”.
1.Понятие о педагогическом общении.
2.Стиль педагогического общения и его виды.
3.Педагогическое общение – особый вид творчества.
4.Психологические барьеры общения.
5.Какие рекомендации выдающегося психолога Д. Карнеги
можно считать, по вашему, правилами педагогического общения?