В атмосфере творчества

Новини

Педколектив

Наші досягнення

Методична скарбниця

Козацькі традиції

Гордість школи

Успіхи випускників

На головну

Из опыта работы учителя - методиста начальных классов Тельмановской ОШ I-III ступеней Орловой Земфиры Николаевны

ПРОБЛЕМЫ. ПОИСК. НАХОДКИ.

Современная система образования динамично обновляется и требует от учителя развития гуманистических взглядов и реализации принципов сотрудничества с учащимися.

За 34 года работы в школе я усвоила: если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность, надо доставлять детям радость общения с ними. Весь воспитательный процесс должен быть пронизан уважением к личности каждого ребёнка. Этими идеями проникнуты произведения В,А. Сухомлинского, Ш.А, Амонашвили, научные труды видных психологов и педагогов Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова и других. Считаю, что определённых успехов в работе я достигла благодаря тому, что использовала опыт этих великих педагогов.

Знания действительно нуждаются в постоянном обновлении. Каждый уважающий себя учитель обязан повышать профессиональную компетентность и непрерывно совершенствовать качество своей личности

В настоящее время я работаю над проблемой "Развитие творческих способностей младших школьников в процессе учебной деятельности - залог успешной работы по формированию личности". Выбор этот не случаен. Формирование творческой личности и стимулирование образовательной деятельности участников учебно-воспитательного процесса-это основное направление работы педколлектива нашей школы. Творчество, как условие гармонического развития школьников и активного усвоения ими духовной культуры общества, воспринимается нашими учителями как важнейшая задача. У каждого из моих коллег есть свои приёмы, и этим каждый хороший учитель отличается от другого хорошего учителя.

По своим целям и особенностям подлинный учительский труд - это всегда творчество, так как работа с растущим и развивающимся человеком не терпит шаблона и штампа. Труд мысли невозможен, если нет творчества.

Анализируя достижения современной педагогической науки, те инновационные процессы, которые находят применение в практической деятельности учителей нашей школы, хочу отметить, что любая педагогическая технология всегда личностна, требует глубокого осмысления. Думаю, что каждое стремление ко всему новому должно сочетаться с педагогическим реализмом и чувством меры. Поэтому я очень осторожно подхожу к выбору этой самой технологии. Из всех современных педагогических технологий больше всего привлекает меня ТРИЗ. Это методика, позволяющая подняться на желаемую ступень от умения решать творческие задачи до умения добиваться успехов в творческой деятельности.

ТРИЗ - означает теория изобретательства. Ее создал Г,С. Альтшулпер в начале 40-х годов. В настоящее время эта теория широко применяется в педагогической практике. Я тоже применяю основные положения этой теории в своей работе.

Знакомство с методикой ТРИЗ убедило меня в том, что я, уже давно, не зная о её существовании, выполняю основные её положения, т.е. занимаюсь изобретательством. Я сама придумываю для своих учеников сказки, стихи, занимательные задания, сценки. Делаю это не потому, что у меня мало дидактического материала, а потому что мне это интересно. Мои ученики, узнав, что автор понравившейся им сказки - их учительница, воспринимают это с восторгом, и с удовольствием принимают предложение попробовать в этом свои собственные силы. И не беда, что я открываю уже открытое, заново познаю уже познанное. Всё дело в том, что педагогическая наука - древнейшая из древнейших - имеет удивительную способность: ее нельзя просто усвоить, её нужно пережить, её нужно открыть в самом себе, чтобы постичь суть мастерства педагогического дела,

Мне дороги собственные изобретения, методические находки, дидактические игры и сказки. Ведь они помогают учить детей, побуждают их к творчеству.

Моя методическая копилка

В 1 классе на уроке чтения предлагаю ребятам найти наибольшее количество слов на "хитрой'' ленте. Веселый клоун Нибумбум набросал на эту ленту слова вперемешку и надо разобраться, какие там слова, прочитать их. Кто же найдет больше всех слов?

ПОЛОСЫРОКНОСКИТ

ЦВЕТОКИПАРИСКРАНА

ЛИСТИКРАБАЖУРОК

Во 2 и 3 классах можно усложнить эту работу.

Слова-половинки

Для расширения угла зрения использую слова- половинки, которые надо объединить, чтобы получить целое слово, Во время выполнения этого задания стараюсь обогатить словарный запас учащихся, объясняю лексическое значение слов.

Фант курс
Жар Азия
Воз рот
Банк вращение
лист очки
кон порт

Чтобы приобщить ребят к чтению, использую разные приемы, в том числе ведение читательских дневников со 2 класса. Это поможет контролировать домашнее чтение, способствует тому, что дети учатся определять главную мысль, формировать тему, идею прочитанного. Для поощрения или пробуждения интереса к чтению вкладываю в читательские дневники закладки со стихами собственного сочинения, Под ними подписи сказочных персонажей. Таким образом, осуществляю личностный подход.

Например:

Нет радости моей предела:
Ты, наконец-то, Коля, стал читать!
И если ты продолжишь это дело,
То сможем вместе на Луну слетать!

Незнайка

Закладки в читательские дневники учащимся 1 класса.

Мне понравилось, как ты ведешь читательский дневник.
Видно, Толя, ты хороший ученик.

(Чебурашка)

2. Прекрасная знакомая была у Буратино,
Воспитанная, скромная по имени Мальвина.
Надо бы книгу про них прочитать,
Чтоб все про ключик золотой узнать.
Читай же, Яночка, спеши,
И в дневничок читательский об этом напиши.

3. Шлю свой привет я Юле Чепурной!
Ах, как умна она!
Как много книг читает.
Гордится мама девочкой такой,
Ведь об успехах Юли даже зайцы знают.
Хотел бы Юлю я догнать, но не умею я читать.
(Волк из м/ф «Ну, погоди!»)

4. Вероника!
Много книжек ты хороших прочитала,
Не пора ли про меня прочесть?
Или в твой дневник читательский
Самому мне длинным носом влезть?
Берись же скорей за книжку,
И друзьям расскажи,
Какой хороший я мальчишка.
( Буратино)

5. Смотри, как хочет Буратино,
Чтоб книжку, Лена, ты о нем прочла,
Ведь это же тебе по силам,
Ты можешь браться за серьезные дела.
В дневник читательский запишешь впечатления,
Ты в этом обнаружила завидные уменья.

6. Посмотри на лица моего выраженье,
Очень я тобой довольна, Женя.
Ты книжек много прочитала,
Толково в дневник об этом написала.
От чтенья книг всегда будет толк.
Так что нам с тобой не страшен
Серый волк.
(Красная Шапочка)

7.Хорошо ты потрудилась, Света,
Благодарна я тебе за это.
Читай побольше ты хороших книг,
И лучше станет твой читательский дневник.
(Мальвина)

8. В библиотеке жду тебя давно уж ,Настя!
Ты приходи скорее, не тяни!
Узнаешь, что такое счастье и несчастье,
Когда прочтешь про приключения мои!
(Кот в сапогах)

9. Как обрадовал меня ты, Гена,
Что начал книжку про меня читать!
Теперь узнаешь непременно,
Почему я умею летать.
Если хочешь, читай книгу с Мишей,
Вместе посидим потом на крыше.
(Карлсон)

С удовольствием слушают дети на уроках чтения и русского языка в 1 классе сказки-подсказки о жителях города Алфавита.

Буква X

Вы уже знаете, что раньше все буквы были веселыми человечками. Они дружно жили в своем городе Алфавите, часто ходили друг к другу в гости. Особенно всем нравилась буква Х. Она была очень приветливая и любила гостей. Когда к ней приходила буква А, буква X брала ее за руку и громко смеялась: ХА-ХА-ХА! (Соединяю буквы X и А. Дети читают образовавшийся слог).

Буква О, которая жила не очень далеко от буквы X, слышала этот смех и кубарем катилась к букве X, чтобы тоже повеселиться. Они обнимались и хохотали: ХО-ХО-ХО!

Детишки буквы И просили маму: «Поведи нас в гости к букве Х, ты слышишь, как у нее весело?». Буква И соглашалась со своими детьми и отправлялась в гости к букве Х. Там они слушали веселые песни, танцевали, пели и хихикали: ХИ-ХИ-ХИ!

Букве Е тоже хотелось повеселиться, но она была ленивая и далеко ходить не хотела. Поэтому она сама приглашала к себе букву X, угощала ее ежевикой. Она смотрела на букву X, любовалась ею и тихонько посмеивалась: ХЕ-ХЕ-ХЕ!

Правда, случалось, что друзья буквы X вдруг начинали не только громко смеяться, но также громко плакать, вздыхать. Делали они это так. Гласные становились по очереди перед буквой X и говорили: АХ, ОХ, ЭХ, УХ. После этого они начинали громко плакать.

И вот однажды те буквы, которые жили около буквы X, ее соседи, стали возмущаться и выговаривать ей: «До каких пор ты будешь устраивать у себя в доме эти сборища? Нет от вас покоя ни днем, ни ночью. То вы смеетесь, то плачете. Занялась бы ты, \ буква X, каким-то серьезным делом. Почему ты дружишь только с гласными? От тебя не образовалось ни одного нужного, хорошего слова. Что это за слова: ХА, ХО, ХИ, ХЕ, АХ, ОХ, УХ? Это ведь даже не слова, а какие-то половинки слов. Подружись со всеми буквами и добавь в наш русский язык побольше нужных слов».

Задумалась буква X, ничего придумать не может. Она ведь не привыкла думать, работать. Давайте поможем ей, дети, образуем слова, в которых есть эта буква. (Дети приводят примеры слов с буквой X)

Молодцы, ребята! Помогли букве Х. Теперь она будет знать, что тоже нужна людям. Буква X» ты можешь гордиться! Расскажи своим соседям и друзьям, что с тебя начинается много хороших слов, и в том числе главное слово - ХЛЕБ!

На уроках математики большой интерес вызывают у ребят занимательные задания, которые я придумываю для них.

Готовя воспитательные мероприятия, различные праздники, с радостью и воодушевлением сочиняю стихи, песни, сценки для своих учеников и коллег.

Жадный Сладкоежкин

Сценка у новогодней елки

Участвуют все ученики 2-Г класса
В роли Сладкоежкина Лупач Сергей

1. Нам праздник веселый зима принесла,
Зеленая елка к нам в гости пришла.
И мы пришли сегодня в школу
Не учиться, а играть.
Мы пришли сегодня в школу
Петь, шутить и танцевать!

2. Мы у елки новогодней
Хороводы поведем.
Замечательно сегодня
В школе время проведем!

3. Здесь гостей сегодня много:
Папы, мамы вот сидят.
И никто не смотрит строго,
Вон как весело глядят!

4. Собрались герои сказок
На веселый карнавал.
Сколько здесь забавных масок,
Их собрался полный зал!

5. Здесь мушкетеры и принцессы,
Кот в сапогах и Карлсон тут.
Да, в зале этом нынче тесно,
Все гости пляшут и поют.

6. Тут я видел Винни-Пуха,
Пятачок был тоже с ним.
Где-то здесь сидит старуха
С дырявым корытом своим.

7. Мне товарищ говорит,
Что здесь Доктор Айболит!
Чебурашка и Мальвина,
Дуремар и Буратино…
Все пришли на маскарад,
Всех приветствовать я рад!

8. Перед вами весь наш класс.
Каждый выступит хоть раз
Полюбуйтесь: Понтус Слава!
С ним Овчарова Мирослава!

9. Настя Жерновая – красивая какая!
Азжеурова Аленка
Распевает песни звонко!
А Ремизова Настя
Вся светится от счастья!

10. Знаете, кто этот мальчик милый?
Его зовут Виталик Коломиец.
Вот и Ваня Билязе
Улыбается уже.
А Менситова Фаинка
Сегодня прямо как картинка!

11. А вот Горян Наташа –
Звонкоголосая певица наша.
Смотрите: Васильева Оля,
А с ней Сысоев Толя!
Дермановская Алла
Вам воздушный поцелуй послала
Костя Ушкало в костюме ярком…
Сладкоежкин. А когда дадут подарки?
Вы мне скажите срочно,
Давать подарки будут точно?

12.Ну-ка, мальчик, отойди
И над ухом не гуди!
Про подарки мы не знаем,
Мы сейчас 2-Г представляем.
Вот Ирочка Хромых!
Вы только посмотрите!…

Сладкоежкин. Да видел, видел я таких!
Вы лучше про подарки мне скажите!
Дадут мне или нет
Большой кулек конфет?!

13. Слушай, ты нам надоел!
Ты что, конфеток никогда не ел?

Сладкоежкин. Ел, не ел! Об этом говорить не надо.
Я ем их каждый день, всегда!
Чтоб съесть полкилограмма шоколада,
Явился я сейчас сюда.

14. У нас же праздник, не мешай!
Пойди-ка, мальчик, погуляй.
Не омрачай нам настроенье!
Мы продолжаем представленье!
Если хочешь, то послушай.
Это вот – Курись Илюша.
Теперь смотрите хорошенько –
Перед вами Денис Тимошенко!

15. Вот веселится Костоманов Коля,
Он веселиться любит в школе!
Вот Карнаухов Максим!

Сладкоежкин: Поговорить хочу я с ним.
Он самый зоркий из этих ребят,
Может быть, знает, где подарки лежат.

16. Нет, мне про это не известно,
Но и без конфет у нее праздник чудесный!

Сладкоежкин: Что хорошего в празднике этом? Мне не дали ни одной конфеты!

17. Слушай, говори потише!
Перед вами Игнаткин Миша!
А Юля Дмитренко, хоть и стесняется,
Но очень приветливо всем улыбается.
А вот это Настя Швец!

Сладкоежкин: Кто мне скажет, наконец
Где подарки, где конфеты?
Сколько говорить об этом?

18. Слушай, ты откуда взялся?
Ты здесь просто как дикарь!
Хотя б немного постеснялся,
Уходи, не хулигань!

Сладкоежкин: Да, сопутствует мне невезенье.
Не понравилось мне представленье!
Да и кто назовет его ярким,
Раз на нем не давали подарков?!
Принимаю такое решенье,
Что ни в старом, ни в новом году
На такие вот представленья
Больше я к вам, друзья, не приду!

19. Ты, дружочек, погоди,
Никуда не уходи!
Хорошо, что ты пришел на праздник,
Нам для веселья нужен был проказник!

20. Хоть подарка и не получил,
Зато здорово ты нас повеселил,
Представься зрителям. Представься, не робей!
Вас шутками радовал…

Сладкоежкин – Лупач Сергей.
21. А на самом деле ты не жадный?
Ты ведь просто развлекал нас тут?

Сладкоежкин: Что-то в этом зале стало жарко. А подарки что и вправду не дадут?

23. Ты Сладкоежкин - это факт!
Вести себя на празднике так глупо;
Может только сказочный чудак!

Дед Мороз: Да, роль Сладкоежкина Сергею удалась. Говори,артист, куда тебе конфеты класть!

Сладкоежкин: Вот карман. Вот сумка. Есть пакет.

Дед Мороз: Значит,,ты и вправду жадный?

Сладкоежкин: Нет!
Дедушка, я очень прошу вас!
Пусть подарки получит весь класс!
Отказываться от конфет и я не стану.
Очень хочу угостить ими маму.
И Сашу, и Машу, и Петю, и Олю,
И Свету, и Милу, и Галю, и Колю.

Дед Мороз: Похвально,внучек, я тобой доволен.
Подарок ты, конечно, заслужил.
Понравился мне праздник в вашей школе,
И каждый из вас мне по-своему мил.

Снегурочка: Дорогие ребята!
Вы всем нам удовольствие доставили.
От нас за это вам подарки, комплименты,
А от зрителей, конечно,
дружные аплодисменты.

Размышляя о своем жизненном пути, я пришла к выводу, что сделала правильный выбор в далеком 1964 году, когда избрала профессию учителя. Это дало мне возможность 35 лет заниматься любимым делом, реализовать свой творческий потенциал. Я ощущаю себя и актрисой, и режиссером, и поэтессой. У меня всегда есть аудитория, своя благодарная публика. Это – мои бывшие и будущие ученики, их родители, коллеги, администрация школы. Сердцем я выбрала учительскую профессию и ни разу не пожалела об этом.

Конечно, есть у меня и проблемы: трудные дети, неудачные уроки, не всегда высокая результативность труда… Но все это лишь подстегивает, заставляет больше работать, а, значит, не стоять на месте

.

Как матери дороги ее дети, так мне дороги мои ученики. Для них с любовью сочиняю, придумываю, изобретаю что-то новое. Счастье получать удовольствие от работы дано не каждому. У меня оно есть…

Об этом и моя песня, посвященная тем, кого люблю…

Прожила я на свете немало,
Своей жизнью довольна вполне.
Мамой стала, и бабушкой стала.
И за это спасибо судьбе.
Но годам не хочу подчиниться,
Не седая еще голова,
Моя молодость пусть продлится,
Я люблю, я душой молода!
Я люблю свою маму и мужа,
Дочку, внука и зятя люблю.
Я люблю тех, кому труд мой нужен,
Я работу свою люблю.
Я люблю тебя, Саша, Карина ,
Света, Настя, Алеша, Андрей,
Я люблю тебя, Женя и Дима,
Вероника, Денис, Сергей!
На работу спешу, как на праздник,
всех ребят своих видеть хочу.
Дорог сердцу молчун и проказник.
Одинаково всех учу.
Я люблю тебя, Коля и Гена,
Костя, Яна, Марина, Денис,
Лиля, Миша, Алла и Лена,
Любовь к детям - вот мой девиз!
И па празднике нашем весёлом,
Всем коллегам сказать я спешу:
Я люблю вас, люблю нашу школу,
И от вас уходить на хочу!
Я люблю вас, коллеги родные,
Пусть обходят вас боль и беда.
Оставайтесь всегда молодыми,
Не старейте душой никогда!


 На головну

Методична скарбниця

 Наверх



Hosted by uCoz


Hosted by uCoz
Рейтинг@Mail.ru