Учитель-методист Сидорова Р. С.  Из опыта работы.

Новини

Педколектив

Наші досягнення

Методична скарбниця

Козацькі традиції

Гордість школи

Наші випускники

Із історії школи

Шкільна країна

Навчальна робота

уроке что  

ПЛАН

I. Введение

1.  Значение гуманитаризации образования.

2.  Связь физики с другими науками.

II.  Содержание.

1.  Использование произведений русских писателей на уроках физики:

а) в солнечных затмениях;

б) молния - электрический ток;

в) оптические явления; интерференция; дифракция и дисперсия света;

г) зеркальное и рассеянное отражения;

д) лазер;

е) телевидение;

ж)         исскуственные и естественные источники света;

з) естественная радиация;
и) трение;

к) реактивное  движение;

л) люминесценция.

2.  Поэзия на уроках физики.

3.  Формирование мотивов учения с помощью художественной литературы

4.  Научно - фантастическая литература на уроках физики.

5.  Использование фрагментов из детской художественной литературы

6.  Астрономия и литература

III.  Значение гуманитаризации на уроках физики.

 

 

 

 

 

 

 

 

I. ВВЕДЕНИЕ

Связь между учебными предметами является прежде всего отражением объективно существующей связи между отдельными науками и связи наук с техникой с практической деятельностью людей. Современный этап развития науки характеризуется взаимопроникновением наук друг в друга, и, особенно, проникновением математики и физики в другие отрасли.

               Необходимость связи между учебными предметами диктуется также дидактическими принципами обучения, воспитательными задачами школы, связью обучения с жизнью, подготовкой учащихся к практической деятельности.

              Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними, поэтому делает знания практически значительными и применимыми, это помогает учащимся использовать те знания и умения, которые они приобрели при изучении предметов, в общественно полезном труде.

               Отсутствие же достаточной связи между учебными предметами отрицательно сказывается на качестве знаний по физике и другим предметам, на формировании научного мировоззрения учащихся, их воспитании и подготовке к практической деятельности.

 Иногда ошибочно считают, что гуманитарные предметы не имеют прямого отношения к физике, и поэтому не уделяют связи с ними должного внимания. Между тем, такие предметы, как история, литература, обществоведение в старших классах знакомят учащихся со своими вопросами, общими и для физики, но освещают их с иных точек зрения.

 

 

 

 

ІІ. СОДЕРЖАНИЕ

1.Использование  произведений русских  и украинских

писателей  на уроках физики

              Связь с литературой на занятиях по физике выражается прежде всего в использовании примеров из художественной литературы или фольклора, образно описывающих то или иное явление, историческую обстановку, образа ученого и т. п. Так, например, изучение материала о солнечных затмениях (факультатив 8 класс) можно использовать описание этого явления В Г. Короленко ("На затмении") "Круглое, тёмное враждебное тело, точно паук, впилось в яркое солнце, и они несутся вместе в заоблачной вышине. Какое - то слияние, льющееся изменчивыми переливами из-за темного щита придаёт зрелищу движение и жизнь, а облака еще усиливают эту иллюзию своим бесшумным бегом.".

Интересен приём, заключающийся в том, что с точки зрения физики оценивают и разбирают достоверность и правильность описания в литературе тех или иных физических явлений. Соответствующие примеры можно найти в 'Занимательной физике" Я. Перельмана и в книге К Н Власовой "Мир научной фантастики на уроках физики".

В 8 классе перед показом кинофильма "Молния" зачитывают отрывок из книги    А.С.Серафимовича 'Три друга": " А ночью случилась гроза, - недаром так припекало днём и низко летали ласточки. Ванятка всегда спал крепко ... и вдруг сквозь веки почуял, кто - то заглянул, ярко - синий, режущий. И опять заглянул, да так нестерпимо, что он открыл глаза. Сквозь щели ставней лился свет дрожа, потом погас, и стало непроглядно черно, глухо. Ванятка зажмурился, а сквозь веки опять заглянул ослепительный свет и погас. Он вскочил ничего не видя. Стало невыносимо страшно - не от того, что вспыхивал этот ослепительный свет, а от того, что вспыхивал он молча... заворчал гром. Упали тяжелые капли. Густо посыпал дождь. Гром раскатывался, заполняя все: сквозь мелькавшую мутно - белёсую сетку дождя ничего не было видно. Отдавшись отчаянию весь мокрый, Ванятка как стоял, сел на корточки, не зная, где он, и горько всхлипывал, глотая слезы вместе со сбегающими по лицу дождём. А гром то оглушал, потрясающим треском, то ровно, как множество колёс раскатывал во все направления, то глухо ворча, смолкал."

Этот отрывок из книги нужно читать по частям, задавая при этом сопутствующие вопросы. Например, почему Ванятка видит сначала только свет молнии и не слышит грома? (гроза была слишком далеко)

-         Какова скорость света и скорость звука?

-         Как возникает молния?

-         Почему Ванятка даже через закрытые веки видел свет? и т.д.
Чтение этого отрывка заставляет вспомнить свои наблюдения над

грозой, свои ощущения и при просмотре кинофильма "Молния", быть более внимательными и сопереживать вместе с героями попавшими в дождь, следить за опытами ученых в лаборатории.

На факультативных занятиях по оптике в 7 классе зачитывается отрывок из книги для внеклассного чтения "Девочка и птицелет": "Я не плакса, но сегодня, когда физик поставил двойку, за то что я не сделала домашнего задания, у меня закапали слезы. Тогда я наклонилась над партой и положила голову на руки. Нечаянно я посмотрела на мокрое выпуклое пятно, которое получилось на черном лаке парты, когда капнула слеза, и вдруг увидела, как это пятнышко стало меняться, словно маленький цветной экран, при этом картинки, которые я увидела получались не по моему желанию и сменяли одна другую, без моего участия, как в кино. Сначала это был дом с белыми колонами у входа, со стеной увитой плющом или диким виноградом, а слева рос один кипарис или тополь. Затем  дом повернулся как бы спиной, и зато открылась боковая аллея, обсаженная деревьями, кустарниками, а справа от аллеи канава... Затем появился деревенский колодец с журавлём, а мимо него прошло две коровы... Я думаю это явление имеет физическое объяснение, что я невольно двигала глазом, и при этом световое пятнышко в капельке солёной воды на чёрном фоне создавало какое - то подобие черных картин, а я уже воображала их дальше".

После этого показывают опыт с мыльными пузырями, с каплей керосина на воде и т. д. Если подобная работа проводится с 7 класса, то данный отрывок они приводят уже сами.

На факультативных занятиях при изучении темы "зеркальное и рассеянное отражения" приводится еще один отрывок из той же книги:" ...Я всегда знала, что наш химический кабинет самый  лучший в мире. Но теперь я заметила в нем еще одну замечательную штуку... Над столом Евгении Лаврентьевны висит большой портрет Менделеева. Если посмотреть на этот портрет, то оказывается в стекло видно то, что делается сзади… Я посмотрел в портрет Менделеева на Колю. Он сидел опустив голову и скручивал трубочку из промокашки... Коля опёрся головой на руку и улыбнулся... и т.д." Ставится проблемный вопрос: "Можно ли увидеть своё отражение не только в зеркале, но и в простом стекле? При каких условиях это возможно?" На тех же занятиях при изучении законов отражения света можно прочитать отрывок из книги румынского писателя Г.Константина "Валтазар прибуває в понеділок": "Минуло майже десять хвилин, як інженер Бакалу почав записувати своїм апаратом доповідь інженера Стратилата перед радою вищих офіцерів... на обличчі Бакалу світилося задоволення. Та й на справді було чого радіти, це не жарт і на відстані кількісот метрів чути все, що мовиться на найпотаємніший військовій нараді, не маючи в тому помешканні мікропередавача, минуло ще декілька хвилин, на обличчі інженера помітно було захоплення, та раптом воно зникло, поступившись місцем тривозі. "Що трапилось? "- спитав його супутник. Бакалу нічого не відповідав, він натискав важелі й крутив якісь кнопки. Потім смикнув наушники й вигукнув:  "Дивіться'',- і показував на будинок, де відбувалася нарада.. "Бачите: відчинено вікна!.. Скло затримуе звуки, які виникають у приміщенні, тобто воно реєструє і розмову, яка там відбувається... мій аппарат використовує локалізований світловий промінь, спрямований на одне з вікон будівлі, де тепер відбувається нарада. Стягаючи до мешкання лазерний промінь проходить через уловлювач, який приймає акустичні сигнали (в данному випадку скло) і записує їх на магнітофонну плівку. Чудово правда ж? Не потрібно жодних мікрофонів і можна слухати будь - яку розмову на чималій відстані..." В цій - же книжці розповідається про дію гіпнозу на відстані, безпосередньо   при   розмові,   про   користування   мікропередавачами   для підслуховування і т.п.

Особенно полезной книгой для учащихся, которые интересуються радиотехникой есть книга За чарівною квіткою”, в которой описывается интересное путешествие с помощью телекамеры, которая имела форму чудесного цветка папоротника. Эта книга будет интересна и для учащихся 7 класса по факультативу "Исскуственные и естественные источники света".

При изучении вопросов атомной физики, особенно при изучении темы "Естественная радиоактивность" большой интерес вызывает у учащихся случай, описанный в книге румынского писателя X. Зимке "Погрози з того світу".

"Спускаючись літньої  ночи з гірської вершини, хлопець Маріан Оане побачив, як у темряві щось виблискує. Він злякався не розуміючи що воно таке, а потім подумав, напевно це шматок золота, зрадівши що йому поталанило, взяв камінь і сунув у торбу. Але другого дня камінь при денному світлі перестав блищати і здавався звичайним каменем. Та в ночи чудо відновилося ... У темряві камінь випромінював дивне світло і нагадував ніби голову немовляти з німбом. Люди подейкували ніби це святий камінь, вклонялися як перед іконою, жахались і крестилися. Ніколи досить вони не бачили  такої дивини. Маріан Оане не викинув цей камінь, а поклав на підвіконні, щоб милуватися в ночи. Що сталося з годом, тепер легко зрозуміти: і сам Маріан, і його батьки - всі троє захворіли і повмирали майже водночас. Такої хвороби ще не було у наших краях. У хворих випадали зуби, висипалось волосся, починалась кровотеча. Старі люди дійшли висновку, що Маріан Оане знайшов у тому камені смерть. Інші гадали, що то Божа кара. Люди боялися навіть наблизитися до каменю. Якийсь дід таки насмілився і звичайно перед цим цілісінький день молився на колінах перед іконами. Потім узяв камень і відніс його на відстань одного дня і однієї ночи хотьби від села й закопав десь там. Незважаючи на молитви перед іконами, дід не врятувався від покарання: поділив долю Маріана Оане... Через багато років інженер Стаматіад, інженер - геолог, розгадав таємницю каменя. Це був камень, який називається тарибернет (руда з потужною радіоактивною радіацією)."

В 9 и 7 классах при изучении темы Трение"зачитывается отрывок из сказки "Волшебное кольцо": "Пошла мать к царю. Только ступила на мост, на хрусталь на самый, а хрусталь скользкий, тут ветер подул на неё сзади, она присела от страха да так и покатилась до самого царского крыльца..."

9 класс. Тема "Реактивное движение. Отдача при выстреле ", В Катаев ("Сын полка"):"... и не успел Ваня опомниться, сообразить, что происходит, как наводчик Ковалев со злым выражением лица, коротко рванул за колбаску, отбросив руку назад, чтобы её не оттолкнуло замком... Пушка ахнула, но это уже не так ошеломило мальчика Твёрдо помня свою боевую задачу, он проворно оббежал орудие - ствол, которое после отдачи назад теперь плавно накатывало вперёд, на прежнее место, - и успел подхватить горячую стреляную гильзу в тот самый миг, когда она выскакивала из пушки."

10 класс. Тема "Люминесценция" (Конан Дойль "Собака Баскервилей"):".. .Да, это была собака огромная, чёрная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас не видывал. Из её отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьём воображении не могло возникнуть видение, более страшное, более омерзительное, чем это гадкое существо, выскочившее на нас из тумана. "А дальше вот что говориться об убитой собаке: "Её огромная пасть всё ещё светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы, и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже светились в темноте... фосфор", - сказал я."

Этот отрывок рассматривается и комментируется очень хорошо в книге "Девочка и птицелёт": "Этого не могло быть, так как фосфор на воздухе не только светится, но и загорается - собака просто изжарилась бы, если бы её шерсть была смазана раствором фосфора в летучей жидкости или опылена фосфором.

Кроме того фосфор ещё и ядовит. И достаточно было в пасть этой собаке попасть одной десятой доле грамма, чтобы она отравилась и немедленно погибла Фосфор для людей более ядовит, чем для собак"

Практика показывает, что использование литературных материалов в учебном процессе повышает образность изложения учебных тем по физике, делает уроки более интересными, эмоциональными и содержательными, помогает в организации нетрадиционных форм уроков.

 

2. Поэзия на уроках физики

Одно из направлений гуманитаризации обучения - привлечение поэтических произведений к обучению физике. Поэзия - это мир красоты, образов, чувств, который помогает учёным развивать творческую мысль в области точных наук. В своё время известный советский физик Я.И Френель писал о замечательном физике - теоретике П. Эренфесте: "Его устами неодушевлённые предметы молекулы, атомы, электроны - разговаривают друг с другом... любят и ненавидят, и, вообще, оживают, превращаясь в микроскопических обитателей одушевлённой Вселенной. Для Эренфеста или, точнее, у Эренфеста физика является не столько точной наукой, сколько художественной драмой или комедией из жизни атомов и электронов."

У  К .Г. Паустовского есть такие строки: " В детстве и юности мир для нас в ином качестве, чем в зрелые годы.

В детстве жарче солнце, гуще трава, обильнее дожди, ярче небо... Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас - величайший дар, доставшийся нам от поры детства. Эту особенность детского мировосприятия полезно учесть, привлекая поэзию к обучению другим предметам"

Использование поэтических источников помогает не только создать атмосферу сотрудничества и свободного общения, но и снять напряжение, усталость при изучении новых явлений. При этом ребята раскрываются с новой стороны, а за частую и лучше усваивают материал. При изучении интерференции света уделялось большое внимание получению когерентных источников и интерференционной картины, поэтому урок выходит обычно достаточно сложным. Здесь для разрядки можно прочитать отрывок из стихотворения С. Я. Маршака "Мыльные пузыри":

"Сияя гладкой пеной,

Растягиваясь вширь,

Выходит нежный, тонкий

Раскрашенный пузырь.

Горит как хвост павлиний.

Каких цветов в нем нет!

Лиловый, красный, синий,

'Зеленый, желтый цвет.

Взметаем шар надутый

Прозрачнее стекла

Внутри его как - будто

Сверкают зеркала

Он воздухом надутый по воздуху плывёт

Но ни одной минуты на свете не живёт

Нарядный, разноцветный, пропал он на всегда,

Рассыпался незаметно, распался без следа..."

Такого рода примечания помогает ученикам "перевести дыхание" и подготовиться к следующему этапу урока; не стоит жалеть на это времени, более того, уместно предложить ребятам выдуть по нескольку мыльных пузырей и понаблюдать само явление интерференции в мыльной пленке, так хорошо описанное поэтом.

Умение художника в обыкновенном явлении найти нечто особенное, красивое - дар творческий и редкий. Не просто донести до учеников эту красоту они не сразу вступают на путь поэтического восприятия природы, тем более, что в этом велика роль субъективного фактора - учителя, его внутреннего лица, умения вовлечь ребят. Но если этот эмоциональный фон систематически поддерживать, то со временем возникает то сотрудничество учителя и учеников, которое сегодня так необходимо.

Обычно говорят о том, что интерес к физике нужно стимулировать самой физикой. С этим нельзя не согласиться, однако это не отрицает пока иных, отличных от привычных приёмов обучения, в том числе на "перекрестке" физики и поэзии.

Формирование мотивов учения - важнейшая задача, стоящая перед каждым школьным учителем. Особую значимость она приобретает в наше время в связи с отличающимся складом интереса и улучшению точных наук.

Среди различных мотивов обучения к наиболее действенным относиться познавательный интерес. Он обусловлен осознанием личной значимости научного материала. Если ученик будет убеждён, что рассматриваемые на уроке сведения потребуються ему в дальнейшей жизни, то он сознательно подойдёт к их изучению. Долгое время достичь этого старались, раскрывая практическое применение научных знаний на современном производстве. Однако, такой подход не вызвал большого интереса учащихся, особенно тех, кто не собирался по окончании школы заниматься техникой. Для поддержания интереса к предмету важно показать учащимся, что в жизни они непременно столкнутся с проявлением физических закономерностей, что с физическими явлениями они встречаются постоянно и повсюду: дома, в лесу, у реки, на садовом участке и т. д.

Вот как об этом пишет поэт А Мицкевич:

"Как наша прожила б планета

Как люди жили бы на ней Без Безтеплоты, магнита, света

И электрических лучей?"

3. Формирование мотивов учения   с   помощью   художественной литературы

Какова же модель использования литературных произведений на уроках физики? Их можно привлекать для иллюстрации применения научных знаний. Отдельные фрагменты возможно использовать для составления задач и т.д.

Художественная, научно - фантастическая, детективная, научно -популярная литература - это живительные источники, разумное использование которых приносит большую пользу учителю в обучении физике наших учеников. Применение фрагментов из художественной литературы на уроке стимулирует творческое мышление, заставляет задуматься над прочитанным, содействует скорейшему пониманию изучаемых вопросов, более прочному усвоению знаний, служит дополнением к демонстративному эксперименту, создавая словесную наглядность, и яркие образы являються опорой дли формирования понятий. Удачно подобранный отрывок из художественного произведения усугубляет восприятие изучаемого материала, позволяет лучше его понять, увидеть красоту физического явления. Использование художественной литературы в процессе обучения физике оживляет уроки, активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует закреплению и углублению знаний, раскрытию перед ними широкого спектра применения физических законов.

4. Научно - фантастическая литература на уроках физики

Прочитать о применении научно - фантастических произведений можно в книге "Мир физики в художественной литературе" под редакцией С.А. Тихомирова.

Практика показывает, что использование научно - фантастических произведений на уроках физики приобщает учащихся к чтению, расширяет их кругозор, содействует развитию "вкуса" к научным проблемам, грамотной речи и воображения, способствует поддержанию постоянного интереса к физике, учит внимательному чтению, вызывает чувство красоты и гармонии. При этом ученики осознают гуманистическую сущность физики, ощущают радость познания мира, оценивают с моральных позиций поступки и действия литературных героев. В ряде случаев они становятся как бы соучастниками описываемых ситуаций, что вызывает у них чувство сопереживания, содействует формированию нравственных убеждений.

5. Использование    фрагментов    из     детской    художественной
литературы

Важное значение в процессе обучения физике имеет использование детской художественной литературы, в которой интересно описываются различные физические явления. Такие описания могут использоваться для создания проблемных ситуаций, как дополнительный источник знаний, для постановки закрепляющего вопроса и т. д.

              Например, проводя закрепление знаний по теме "Испарение",задаём вопрос о причине явления, описанного в книге А.С. Серафимовича "Лесная жизнь":             ”Торопливо мальчик послюнявил палец и, подняв, стал медленно поворачивать. С той стороны, откуда неумолимо тянул ветерок, в пальце почувствовалось ощущение холода "и т.д.

б. Астрономия и литература

Литература и астрономия! Что общего? Литература, как и астрономия своими истоками уходят в глубинную древность, писатели и астрономы считают свою область и вечной и бесконечной. Как для литературы, так и для астрономии характерны смелая и устремленная в прошлое и будущее мысль, полёт фантазии, неопределённость и неясность во многих теоретических вопросах,   а  также  именно  в  космосе   находят   Пегас,   лигатурного крылатого коня, который развозит вдохновение поэтам с доставкой на дом. Астрономы предоставляют писателям возможность активно вторгаться в космос. И писатели оправдали надежды своих коллег - астрономов. Они не только  охотно  описывают ночное небо,  широко   оперируя  названиями созвездий и отдельных звезд, планет и их спутников,  а также других космических объектов, но часть при этом делает и свои собственные "открытия" в области астрономии и космонавтики.

"...Звезд голубое просо

Куры клюют из луж

Прыгает в соснах белка,

Лунный грызёт орех."

(Л.Кондырев “Околица")

Очень часто писатели и поэты делают ошибки, описывая космос. И эти ошибки можно использовать при изучении астрономии. Например,

"... Ночь звенела стременами,

 Волочились повода,

И Меркурий плыл над нами

Иностранная звезда."

(М Светлов "В разведке")

Меркурий, вращаясь вокруг солнца, не отходит далеко от него. Много примеров таких можно найти в книге В. Ленилова "Литература и астрономия"

 

III. ЗНАЧЕНИЕ       ГУМАНИТАРИЗАЦИИ       НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Использование фрагментов художественных произведений на уроках физики раскрывает широкие возможности для составления учителям и учащимся физических задач и заданий. При этом исходные данные могут быть взяты как непосредственно из текста произведения, так и из справочной литературы, а основные приемы роботы сводятся к следующим:

1.         Учитель  знакомит   учащихся   с   отрывком   из   литературного
произведения и прелагает решить составленную им задачу.

2.         Учащимся предлагается конкретный отрывок их произведения и
тема, на которую они должны составить задачу.

3.         Учитель указывает художественное произведение или отрывок из
него, на основе которого учащиеся составляют физические задачи.

Например, фрагмент из книги АР. Беляева "Человек - амфибия": "Высота выбросов волн достигает сорока трех метров, и при этом волна может поднять до миллиона килограммов.. .а приливы достигают высоты более 16 метров, как человек использует эти силы?"

Автор утверждает, что волна достигает высоты 43 м, может поднять груз m=106 кг. Какую потенциальную энергию он приобрел бы в этом случае?

Используя этот отрывок, нужно составить  задачу и ответить на вопрос, поставленный в теме и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УРОК-ПОЭТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ "ОКНО В МИР ПРЕКРАСНОГО"

Оформление: классная доска играет роль окна, которое прикрыто шторой
(она подсвечивается там, чтобы создавалось впечатление освещения окна
солнцем) в ходе урока учащиеся ставят на ''подоконник" и вешают на штору
изображение (рисунки, фотографии, модели) источников света.
-Начинается урок вступительным словом учителя, о том, что свет воодушевляет
поэтов, художников, музыкантов, стимулирует        их творчество, что свет необходим

для жизни людей. В это время звучит "Поэма огня" А..Н.Скрябина.

 -Затем задание вспомнить и записать в тетрадь выражения (пословицы, поговорки, фразы из художественной литературы), в которых есть слово свет, например:"Свет мой зеркальце скажи", ''Ученье - свет, а неученье - тьма" и т.д.. Похвала тем, кто привел много, таких выражений и объявить о выступлении учащихся с чтением стихов об источниках света

-Звучит   музыка    "Гимн    Солнцу” С.Намина   и    ученик   читает   фрагмент стихотворения С.Я. Маршака ''Солнышко":

- Мы солнца в дороге не видели днем -погода была грозовая.

 Когда же оно засверкало огнем, ты спутникам что-то сказала о нем,

По детски его называя.

Пускай это бурное море огня зовут лучезарным светилом,

 Как в детстве, оно для тебя и меня останется солнышком милым.

 -Далее один за другим выступают чтецы, представляющие    поэтичные образы различных естественных источников света.

 Луна: Багряная печальная луна висит в дали, но столь еще темна

Луна во тьму свой теплый отблеск сеет,

И над болотом красный сумрак реет.

Уж поздно -и такая тишина

Мне кажется луна оцепенеет - она как будто выросла со дна

И допотопной лилией краснеет. Но меркнут звезды. Даль озарена.

Равнина на горизонте млеет. И в нем луна столбом отражена

 

Склонив лицо прозрачное, светлеет

И грустно в воду смотрится она Поет комар. Теплом и гнилью веет.                                     (И.А.Бунин.)

Северное сияние:

Ах, как играет этот Север! Ах, как пышет надо мной Разнообразных радуг веер в его короне ледяной.

Ему наверно, по натуре холодной страсти красота Усилием магнитной бури преображенная; в цвета

(М.А.Дудин.)

Радуга: -Кто из речки тянет воду, из  колодцев пьет неслышно,

    Из земли вбирает влагу? –Радуга из речки тянет

     Из колодцев пьет неслышного земли вбирает влагу.

Эстонский эпос  “Калевиноэг"

Солнце вешнее с дождем строем радугу вдвоем-Семицветный полукруг из семи широких дуг. Нет у солнца и дождя ни единого гвоздя, А построили в два счета поднебесные ворота

(С.Я.Маршак)

Звезды.

Ищу в этом мире сочетанья прекрасного и вечного. Вдали

Я вижу ночь: песни среди молчанья и звездный свет над сумраком земли Как письмена, мерцают в тверди синей Плеяды, Вега, Марс и Орион. Люблю я их теченье над пустыней и тайный смысл их царственных имен.

(И.А.Бунин.)

Так много звезд теснится в раме

 Меж переплетами окна

Они сверкают вечерами

Как золотые письмена

В оконном тесном полукруге, Припоминая, узнаешь Многоугольники и дуги -Вселенной огненный чершет.

(С.Я.Маршак) Молнии:     А затем прощалось лето

С полустанком. Снявши шапку Сто слепящих фотографии Ночью снял на память гром

Меркла кисть сирени. В это

 Время он, нарвав охапку

Молний, с неба ими грозил

 Озарить управский дом

(Б.Л.Пастернак) Огонь:

Нет ничего грустней ночного костра забытого в бору,

О, как дрожит он затухая и разгораясь на ветру.

(И.А.Бунин.)

Последним читается стих И.А. Бунина о свече.

 Голубое основание, золотое острие...

 Вспоминаю зимний вечер, детство раннее мое, Заслонив свечу рукою, снова вижу, как во мне

 Жизнь рубиновою кровью нежно светит на огне. Голубое основанье, золотое острие...

В это время ученица вносит горящую свечу, проносит ее по кабинету и ставит на "подоконник".

-Теперь рассмотрим самый распространенный источник света - эл. лампу, прежде всего    лампу   накаливают    (кратко    рассказать   историю   изобретения   и устройства, наливать другие источники света: лазер, люминесцентная лампа и т.д. ) -В конце урока обсуждаются вопросы:

-Почему мы видим источники света?

-Почему видим тела, не излучающие света?

В качестве домашнего задания ученикам  предложено записать в тетради известные им источники света, классифицировать их на искусственные  и

естественные, а также осветить:

узнали ли они на уроке что-то новое о знакомых источниках света и

показался ли им мир света прекрасным? Чем именно?

 

Hosted by uCoz

 Зміст

 Наверх

Hosted by uCoz