Новини

Педколектив

Наші досягнення

Методична скарбниця

Козацькі традиції

Гордість школи

Наші випускники

Із історії школи

Шкільна країна

Навчальна робота

Виховна робота

Воспитание квалифицированного читателя

 

учитель высшей категории

Черненко Т.П.   

 

 

Основные задачи воспитания - воспитание гармонично развитой, высокообразованной, социально активной, с высокими духовными качествами личности.

Приоритетными, на мой взгляд , принципами в современном образовании являются принципы гуманитаризации( "окультуривания") и гуманизации ( "очеловечивания"). Считаю, что именно такой предмет, как литература способен "окультурить" и " очеловечить" подрастающего человека в наше сложное время. Именно литература позволяет сформировать в нем национальные ( любовь к родному краю, своему народу, государству) и общечеловеческие ( справедливость, гуманизм, толерантность…) духовные ценности.

С.Я. Маршак утверждал:" Литературе также нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели". Моя задача - научить ребят быть талантливыми читателями. А быть талантливым читателем - это значит слышать и понимать автора, размышлять, замечать прекрасное, уметь сопереживать и радоваться за других.

Именно талантливый читатель, на мой взгляд, становится гармонично развитой, высокообразованной, социально активной, с высокими духовными качествами личностью. 

      С этой целью разработан цикл заданий, контрольных работ и уроков по русской литературе и русскому языку.  

 

                     

Л И Т Е Р А Т У Р А

5 КЛАСС

 

 

ТЕМА УРОКА.    ВВЕДЕНИЕ. РОЛЬ ЧТЕНИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. ЛИТЕРАТУРА

                                КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ.

 

ЦЕЛЬ УРОКА:    ознакомить учащихся с учебником-хрестоматией, с целями и задачами

                                литературы как учебного предмета; развить у учащихся интерес к произведениям, которые будут изучаться в 5-м классе;  показать роль чтения в жизни человека; определить творческий потенциал учащихся; способствовать формированию квалифицированного читателя.

 

ОБОРУДОВАНИЕ: плакат с изображением «дерева знаний», на листочках которого записаны названия всех произведений, изучаемых в 5-м классе, вступление к опере М. П. Мусоргского «Хованщина» - «Рассвет на Москва-реке».

           

ЭПИГРАФ:               Читая, мы делаемся лучше, добрее, благороднее.

                                                                                                               Н. Г. Чернышевский

 

                                                     Х О Д   У Р О К А

 

І. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА.

ІІ. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА.

     1.Слово учителя с элементами беседы.

     1). Чтение учителем стихотворения Петруся Бровки «Книга» (учебник, с. 5).

     2). Какова основная мысль этого стихотворения?

     3). Играют ли книги важную роль в вашей жизни?

     4). Расскажите о своих любимых книгах, их авторах.

     5). Какое из произведений, прочитанных вами в прошлом учебном году, особенно запомнилось? Чем именно?

     6). А какие книги вы читали летом? О чём они?

     7). Прочитайте на доске эпиграф к сегодняшнему уроку, Согласны ли вы с высказыванием писателя? Как вы понимаете слово «благородный» (Словарная работа. Благородный – высоконравственный, честный и открытый)

     8). На примере прочитанных книг докажите, что книги делают людей лучше.

 

     2. Работа с «деревом знаний». Слово учителя.

Посмотрите на это необыкновенное дерево. Каждый листочек его – это книга, стихотворение, которое вам предстоит изучать в 5-м классе. Не поленитесь, посчитайте, сколько на нём листочков. Видите, как много произведений нам предстоит прочитать!

Я приглашаю к доске трёх учеников. Снимите любой листок, а я вам расскажу об этих произведениях, чтобы вы знали, кокой замечательный мир литературных героев ждёт вас впереди. (Учащиеся срывают по листочку, а учитель кратко, но увлекательно рассказывает о соответствующих произведениях.)

 Мы будем не просто их читать, но и учиться быть квалифицированными, опытными читателями. И поможет нам в этом такой предмет, как литература. А что же такое литература? (Словарная работа. Литература – это вид искусства, отражающий жизнь при помощи слова.) Литература – это наука, а любая наука обязательно предполагает знание различных терминов. Откройте последнюю страницу учебника, где приведено его

содержание. Прочитайте все предложения, выделенные курсивом в рубрике «Учимся быть читателями». С этими литературными понятиями мы познакомимся в этом учебном году.

 

3. Работа с учебником.

       1) Ознакомление учеников с рубрикой «Учимся быть читателями».

       УЧИТЕЛЬ. Познакомившись поближе с этой рубрикой, вы узнаете, чем отличается предмет «литература» от привычного вам чтения. Поймёте разницу между стихами и прозой, сможете рассказать, что такое ритм и рифма, эпитет, сравнение, олицетворение. Всё это поможет вам стать настоящими грамотными читателями.

      2) Подробное знакомство учащихся со структурой учебника, его содержанием, требованиями учителя, касающимися ведения тетрадей и подготовки к урокам.

 

4. Определение творческого потенциала учащихся. Сочинение-миниатюра «Путешествие солнечного лучика».

       УЧИТЕЛЬ. Ребята, сейчас вы услышите, как композитор М. П. Мусоргский с помощью звуков передал картину наступающего утра. А вы попытайтесь эту же картину нарисовать словами. Напишите сочинение-миниатюру «Путешествие солнечного лучика».

 

ІІІ. ИТОГИ УРОКА.

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Закончить сочинение-миниатюру.

 

Примеры домашнего задания, выполненного учениками

 

                       ПУТЕШЕСТВИЕ СОЛНЕЧНОГО ЛУЧИКА

 За вершиной самой высокой горы, на большой и мягкой тучке жило Солнышко со своими детьми. Много детей было у солнечной мамы, но самым непоседливым и весёлым был Солнечный Лучик. Широко ,открытыми лучезарными глазами смотрел он на мир и всюду искал и находил себе друзей.

       Рано утром первым делом заглядывал он озорным глазком под кустики малины и земляники, ежевики и брусники. Спелые душистые ягодки тянулись к нему, а соседи-цветы кивали ему разноцветными головками. Затем Лучик проведовал лесных птиц, и те звонкой песней встречали своего ласкового друга. А у Лучика уже другие заботы: проведёт медведя на рыбалку и там вместе с рыбками выкупается в хрустальной речке, подразнит лисят и порезвится на опушке с зайчатами. Не забудет заглянуть и в глубокую нору к волчатам. Разбудит своим теплом лесных бабочек-красавиц.

    Много радости и веселья доставляет этот ребёнок Солнца всем на земле. Но нужно возвращаться к маме. До утра, друзья!

                                            

                                                                  Работа ученицы 5-Б Васильевой Ольги

                  

ПУТЕШЕСТВИЕ СОЛНЕЧНОГО ЛУЧИКА

 

      Однажды прекрасным летним утром маленький солнечный лучик проснулся раньше всех и решил разбудить петуха, который в свою очередь огласил всех о начале нового дня. Потом он заглянул в окошко и разбудил хозяйку, которой надо было доить корову, хозяина, которому надо было убирать урожай. Потом отправился в лес, пробрался между веток и разбудил лесных птичек, чтобы они поднялись в небо и своим пением огласили начало нового дня. Затем лучик побежал на луг, попил цветочной росы, обогрел каждую травинку, пробуждая маленьких комашек. А вот и речка! От нежного прикосновения  лучика в воде проснулись рыбки, заблестели серебристыми полосками. В воздухе заметались ласточки, играя друг с другом. Ожил лес, ожила речка, всё вокруг пробудилось. Довольный своим путешествием, лучик растворился дневном свете.

                                                              

                                                               Работа ученика 5-Б класса Сысоева Толика

 

             ПУТЕШЕСТВИЕ СОЛНЕЧНОГО ЛУЧИКА

 

Наконец-то наступило долгожданное утро. Из-за деревьев нерешително, как будто чего-то боясь, медленно поднималось солнышко, его лучи переливались всеми цветами радуги. Казалось, что они не только светят, но и поют свою солнечную песенку, так весело и светло становилось на душе при взгляде на них. Один лучик заскочил в комнату, пробежал по лицам спящих сестричек, которые только заулыбались во сне, но не проснулись. Потом он попытался расшевелить спящую кошечку, но та только замурлыкала от удовольствия. «Сони», - подумал лучик и обиженный выскользнул на улицу. Утро было так прекрасно! У лучика снова поднялось настроение. Он запел и запрыгал от радости по деревьям, цветам, кустарникам. Старенькая бабушка вышла на крылечко, и лучик не смог оставить её без внимания. Старушка заулыбалась и с удовольствием подставила солнышку морщинистое лицо.

Солнечное настроение маленького лучика передавалось всем и всему вокруг. Птицы бесконечно чирикали свои замысловатые песенки, деревья и цветы распускались после ночного сна, люди спешили на работу. «Как было бы всем плохо, если бы я сегодня проспал», - подумал лучик и радостно засмеялся.

Незаметно наступил вечер, солнышко собрало все свои лучики и спрятало на небе. Но, убегая к себе домой, лучик знал, что завтра утром он опять вернётся и всё повторится сова, так как без его тепла и света не обойтись никому.

      

                                            Работа ученицы 5-Б класса Менсиитовой Фаины

 

                     Домашние задания по литературе для учащихся 5-го класса

Задание. На основании прочитанных рассказов В. П. Астафьева «Васюткино озеро» и Ю. П. Казакова «Тихое утро» составьте памятку «Как вести себя в экстремальных условиях»

 

Примеры домашнего задания, выполненного учениками

 

                                                            П А М Я Т К А         

        К А К   В Е С Т И  С Е Б Я  В  Э К С Т Р Е М А Л Ь Н Ы Х  У С Л О В И Я Х

 

Если ты попал в экстремальную ситуацию, тогда ты должен знать, что делать в таких случаях. Например, ты заблудился в лесу. Во-первых, не паникуй. Во-вторых, постарайся позвать взрослых на помощь. Если никто не отзывается, попробуй воспользоваться своими знаниями. Ты должен знать, в какой стороне ты живёшь: на юге, востоке, севере или западе. А определить стороны света ты сможешь при помощи компаса. Если нет компаса, тогда можно определить стороны света по народным приметам. Полярная звезда находится на севере. Мох растёт на северной стороне дерева. Где больше веток на дереве, там юг. С какой стороны больше дырочек в муравейнике, там юг.

 

                                                Работа ученицы 5-Б класса Дмитренко Юлии

 

                                                             П А М Я Т К А

           К А К  В Е С Т И  С Е Б Я  В  Э К С Т Р Е М А Л Ь Н Ы Х  У С Л О В И Я Х 

 

Чтобы с тобой не произошёл несчастный случай на водоёме, знай и соблюдай правила поведения на воде:

1. Не заходи в воду сразу же после пребывания на солнце.

2. Не купайся в запрещённых местах, реках с быстрым течением.

3. Купайся в местах с чистым дном.

4. Никогда не ныряй вниз головой.

5. Не заплывай за знаки ограничения.

Если случилась на водоёме с кем-то беда, нужно поступить следующим образом. Необходимо извлечь пострадавшего из воды как можно раньше, раздеть его  до пояса, очистить рот и нос, положить его животом на своё колено, надавливая на грудь, удалить воду. Затем нужно уложить пострадавшего на спину, немедленно сделать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. При восстановлении дыхания пострадавшего надо согреть и доставить в больницу. При всём при этом нужно не потерять чувство самообладания.

                                               

                                                Работа ученика 5-Б класса Лупача Сергея

 

                                                          П А М Я Т К А

            К А К  В Е С Т И  С Е Б Я  В  Э К С Т Р Е М А Л Ь Н Ы Х  У С Л О В И Я Х

 

1. Если ты заблудился, остановись, успокойся и осмотрись, позови на помощь людей.

2. Если рядом никого нет, то осмотри деревья и определи, где север, а где юг.

3. Идя в нужную сторону, оставляй заметки, чтобы не ходить по кругу.

4. Если ты выйдешь  к реке, то идти необходимо по течению реки.

5. Сильно не шуми, чтобы не привлечь внимание диких зверей.

6. У реки постарайся запастись водой, собрать съедобные ягоды.

7. При наступлении темноты остановись и заночуй.

 

                                               Работа ученика 5-Б класса Костоманова Николая

 

         Задание. ИСПОЛЬЗУЯ ЗНАНИЯ ПО ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ, НАПИШИТЕ

ВОЛШЕБНУЮ СКАЗКУ.

Примеры домашнего задания, выполненного учениками

 

                                  К Р А С А В И Ц А         Р О З А

 

Красавица Роза считала себя самым главным цветком в саду. Все цветы вокруг угождали ей, заигрывали с ней.

 -  Ой, какая ты красивая! – восхищалась Георгина.

 - У тебя такие нежные листочки! – шептала Лилия.

 - Какая ты нежная! – наклонялся в низком поклоне Гладиолус.

Под звуки лестных голосов Роза ещё больше расцветала, ещё больше гордилась собою, она гордо держала голову, словно корону. И все цветы должны были понимать, что лучше её нет и быть не может.

Как-то, проснувшись утром, цветы увидели в саду новенькую. Вчера её ещё не было, а сегодня – распустилась – скромная, молчаливая. Её белоснежная головка казалась очень милой и нежной. Цветы удивлённо шептались между собой, но никто первым не решался нарушить тишину.

 - Ты кто такая? – наконец направила на незнакомку свой надменный взор Роза.

 - Я цветок, Хризантема, - прозвучал ответ.

 - Что-о? Цветок? Она – цветок?! Ха-ха-ха, - засмеялась королева роскошного сада. Может, ты ещё и посоревноваться со мной хочешь? – не успокаивалась Роза. Другие цветы тоже насмешливо хохотали. Неужели Хризантема может сравниться с ними? Хризантема только с болью улыбнулась и ничего не сказала.

Шли дни. В саду ничего не изменилось: здесь царили порядки, установленные Розой. Только Хризантема словно и не замечала ничего, расцветала чудесной красотой и сияла, как звёздочка на тёмном небе.

Однажды ночью неожиданно ударил слабенький мороз. Утро было очень холодным. Удивились цветы, увидев свою королеву. От её красоты не осталось и следа. Листочки почернели, лепестки пожухли, гонористая головка наклонилась. Все цветы сразу отвернулись от неё. Ей стало плохо. Ей так хотелось, чтобы кто-нибудь из цветов сказал, что она всё ещё хороша и привлекательна… Но никто даже не смотрел в её сторону. Только Хризантема, от ослепительной красоты которой морозное утро казалось ещё прекраснее, не отвернулась от Розы. В её глазах было сочувствие. 

 

 

                                                Работа ученицы 5-Б класса Менсеитовой Фаины

 

 

 


 

 

Задания по литературе для 9-го класса

 

    Задание. Прочитайте внимательно материал учебника на с.27-30, составьте таблицу «Жанры античной литературы и их музы-покровительницы»

 

РОД ЛИТЕРАТУРЫ

  ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРЫ

МУЗЫ-ПОКРОВИТЕЛЬНИЦЫ

Л И Р И К А

 Дифирамб

 Эпикиний

 ……………. /Послание/

 ……………. /Эпиграмма/

 ……………../Эклога/

 …………….../Эпитафия/

 …………….. /Элегия/

…………/Полигимния/

 …………/Эвтерпа/

 …………./Эрато/

 

 

 

 

Э П О С

Эпические поэмы

Описание путешествий

Бытовой и исторический рассказ

…………./Каллиопа/

 

 

Д Р А М А

………………/Трагедия/

………………/Комедия/

…………./Мельпомена/

…………./Талия/

 

 

 

 

         Задание. Внимательно прочитайте материал учебника на с. 59-63, дополните таблицу «Жанровая система древнерусской литературы»

 

РОД ЛИТЕРАТУРЫ

ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ПЕРЕВОДНАЯ ЦЕРКОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

……Книги Священного писания и богослужебные книги

……Жития святых

 

……Патерики

…….Библия

 

 

…… «Житие Алексея, Человека Божьего»

ПЕРЕВОДНАЯ СВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

……Естественно-научные произведения

……Исторические хроники и повести

……Сборники афоризмов

…… «Шестоднев»

 

…… «Александрия»

 

…… «Пчела»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

……Летописи

……Торжественная проповедь

……Поэма

……Поучение

 

……Жития

…… «Повесть временных лет»

…… «Слово о Законе и Благодати»

…… «Слово о полку Игореве»

…… «Поучение Владимира Мономаха»

…… «Житие протопопа Аввакума»

       

Задание. ПРОЧИТАЙТЕ ВНИМАТЕЛЬНО СТАТЬЮ «ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» на с.59,62. ДОПОЛНИТЕ ПЛАН НА ТЕМУ: «ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

 

1.  ………………/Церковный характер древнерусской литературы./

2.  ………………/Влияние устного народного творчества и книжной культуры Византии./

3.  ………………/Рукописный характер древнерусской литературы./

4.  ………………/Анонимный характер древнерусской литературы./

5.  ………………/Поучительный характер произведений./

6. Литература избегает вымысла и строго следует фактам.

7. Идеализация героев.

8. Создание особого, национального идеала красоты.

 

 

 

 Задание. ДРЕВНЕРУССКИЕ АВТОРЫ В СВОИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ОПИРАЮТСЯ НА ТРАДИЦИИ ФОЛЬКЛОРА. НАЙДИТЕ В ПАМЯТНИКЕ ЛИТЕРАТУРЫ ХІІ века «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» ЭЛЕМЕНТЫ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА И ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ ПРИМЕРАМИ.

 

ЭЛЕМЕНТЫ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

            ПРИМЕРЫ

СВОЕОБРАЗНАЯ СИМВОЛИКА

князья – «солнца», «молодые месяцы»

вещие персты Бояна – «десять соколов»

 

 

ПОСТОЯННЫЕ ЭПИТЕТЫ

«стрелы калёные»

СРАВНЕНИЯ

«Тут пир окончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую»

 

 

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СРАВНЕНИЯ

«То не сороки застрекотали – по следу Игоря рыщут Гзак с Кончаком»

 

 

 

ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ

«Куда, Тур, поскачешь, своим золотым шлемом посвечивая,  - там лежат проклятые головы половецкие»

 

 

ТАВТОЛОГИЧЕСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ

«трубы трубят»

ИНВЕРСИЯ

«жёны русские»

 

                                                                            

РЕФРЕНЫ

«О Русская земля! Уже ты за холмом!

 

 

 

 

       Задание. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ МАТЕРИАЛ НА с.131-134 В УЧЕБНИКЕ И ЗАКОНЧИТЕ СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА К ТЕМЕ «ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ КЛАССИЦИЗМА КАК ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ»

 

1. «Я мыслю, - следовательно, существую» (Рене Декарт) - ………………………………..

2. ………………………………………………….. / Теория просвещённого абсолютизма в литературе /.

3. …………………………………………………. / Принцип «положительных» и «отрицательных» героев /.

4. Соблюдение определённых норм:

          а) ………………………………………….. / нормативность жанровой системы /;

          б) …………………………………………. / «три единства» /.

 

 

 

 

          Задание. ВЫ ПРОЧИТАЛИ КОМЕДИЮ Ж. Б. МОЛЬЕРА «МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ». СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С УТВЕРЖДЕНИЕМ «ТВОРЧЕСТВО КАЖДОГО ВЕЛИКОГО АВТОРА ВСЕГДА НЕ УКЛАДЫВАЕТСЯ В РАМКИ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ШКОЛЫ ИЛИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ, ЧТО И ДЕЛАЕТ ЕГО ВЕЛИКИМ»? (с. 142). НА ОСНОВАНИИ ТЕКСТА СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД: В ЧЁМ СЛЕДУЕТ, А ГДЕ ОТСТУПАЕТ МОЛЬЕР ОТ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ КЛАССИЦИЗМА?

 

 

 

 

 

 

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я  Р А Б О Т А

Ч Т Е Н И Е   М О Л Ч А

 

8 класс

                                                         ПЕРВЫЙ СЕМЕСТР

 

Учебник. Русский язык. 9 класс. Киев.  «Освіта». 1995 г. с. 166, упражнение 426 (отрывок из повести А. Кузнецовой «А душу твою люблю…»)

 

 

1. Весну какого года вспоминает А. С. Пушкин:

                а) 1835;

                б) 1824;

                в)  1837?

2. Семейство Пушкиных в это время ожидало рождения

                а) Саши;

                б) Наташи;

                в) Гриши?

3. Закончите предложение «Пушкин внезапно собрался…

                а) в Болдино;

                б) в Михайловское;

                в) в Москву?

4. Провожает поэта

                а) мать поэта;

                б) няня поэта;

                в) Наталья Николаевна.

5. Какие чувства испытывал А. С. Пушкин, приехав в Михайловское?

                а) чувство тоски и одиночества;

                б) чувство вины;

                в) душевный восторг.

6. Какая река протекает недалеко от Михайловского?

                а) Маленец;

                б) Сороть;

                в) Савкино.

7. Чей образ оживает в воспоминаниях поэта?

                а) жены;

                б) матери;

                в) няни.

8. Какой музыкальный инструмент полюбил поэт и даже научился на нём играть?

                а) балалайку;

                б) гитару;

                в) гармошку.

9. Чей портрет висел на стене в комнате Пушкина в Михайловском?

                а) Арины Родионовны;

                б) Байрона;

                в) В. А. Жуковского.

10. Данный текст написан

                а) в публицистическом стиле;

                б) в разговорном стиле;

                в) в художественном стиле?

 

 

11. Данный текст представляет собой

                а) рассуждение;

                б) описание;

                в) повествование?

12. Какую тайну узнал поэт, находясь в ссылке в Михайловском?

               а) семейную тайну;

               б) государственную тайну;

               в) тайну русского сердца.

 

О т в е т ы:    1а; 2в; 3б; 4в; 5в; 6б; 7в; 8а; 9б; 10в; 11в; 12в.

 

 

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я  Р А Б О Т А

                                       Ч Т Е Н И Е  М О Л Ч А

 

                                                      8 класс

                                            ВТОРОЙ СЕМЕСТР

 

Учебник. Русский язык. 9 класс. Киев. «Освіта». 1995 г. с.42, упражнение 92.

 

1. Закончи предложение «Пунктуация – это

          а) …раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение».

          б) …наука, лингвистическая дисциплина о знаках препинания».

          в) …раздел науки о языке, определяющий способы передачи на письме слов с помощью графических средств».

2. Вставьте пропущенное в предложении слово «Термин пунктуация происходит от ……

слова punctum

          а) греческого;

          б) немецкого;

          в) латинского.

3. Термин пунктуация буквально означает

          а) «наука о запятых»;

          б) «наука о точках»;

          в) «наука о многоточии».?

4. Система знаков препинания исторически началась с

          а) точек;

          б) вопросительного знака;

          в) запятой.

5. Основным знаком препинания является

          а) запятая;

          б) точка;

          в) тире.

6. Составным элементом многих знаков препинания является

          а) запятая;

          б) тире;

          в) точка.

7. На вопрос «Сколько знаков препинания в современном русском письме?» обычно отвечают

          а) 15;    б) 16;    в) 10.

8. Какое из этих утверждений неверное?

          а) дефис не может быть пунктуационным знаком;

          б) основная функция дефиса орфографическая;

          в) дефис используется как знак переноса частей слова из одной строки в другую.

9. Какое из этих утверждений является верным?

          а) тире – исключительно пунктуационный знак;

          б) тире имеет две или три разнородные функции;

          в) тире может стоять между определяемым существительным и одиночным приложением.

10. Какой знак называют астериском?

          а) знак параграфа;

          б) знак сноски;

          в) двойные знаки.

 

 

11. Определите стиль данного текста

          а) художественный;

          б) публицистический;

          в) научно-популярный.

12. Подберите соответствующий тексту заголовок

          а) Пунктуация – наука о точках

          б) Знаки препинания в современном русском языке.

          в) Дефис- один из знаков препинания

 

Ответы:  1б; 2в; 3б; 4а; 5б; 6в; 7в; 8а; 9а; 10б; 11в; 12б.


 На головну

 Зміст

 Наверх



Hosted by uCoz
Рейтинг@Mail.ru