Новини

Педколектив

Наші досягнення

Методична скарбниця

Козацькі традиції

Гордість школи

Наші випускники

Із історії школи

Шкільна країна

Навчальна робота

Виховна робота

На головну

 

От старины глубокой до наших дней. Душка Володимир  Георгійович

директор школи з 1977 по 1982 рік

 

 

         Нар. 13.06.1924р. на Вінниччині. Сім’я  переїхала в с.Ласпу  Старо –Каранського ( тепер Тельманівського) району на рідну батьківську землю. Війна не дала можливості завершити навчання  в школі. В 1941 – 1943рр.  Знаходився на окупованій території, брав участь  в підпільній роботі. З 1943 р – на фронті. Двічі був поранений. Середню освіту завершив  після війни.

         Закінчив Ворошиловградський учит. інститут ( 1953), пізніше  - Сталінський педінститут( 1957). Працював у Волноваському дитячому будинку вихователем, завучем, директором; директором  Старогнатівської школи. Десять років  був  на партроботі, і знову директором  - тепер Тельманівської школи. Останні 17 років викладав фізику в  Шевченківській школі.

         Краєзнавством  займається уже 50 років. Працював  в архівах Донецька, Маріуполя, Ростова – на – Дону, Таганрога, записував спогади земляків. Його нариси друкувалися у місцевій газ. „Путь Октября”, в  деяких грецьких, молдавських, білоруських газетах. А  потім з’явилися три авторські книги. Його розповіді – про історію Тельманівського р-ну,  про земляків – учасників війни та тих, хто  працював в тилу. На  сторінках його  книг згадується більше 300 імен земляків. Краєзнавець збирає матеріал про спортивний рух на Тельмановщині, адже з цього  невеликого  району вийшли олімпійські чемпіони, 30 майстрів  спорту, заслужені тренери. Завершив роботу над книгою „Село над  Кальмиусом”.

         Нагороджений орденами Богдана Хмельницького, Вітчизняної війни І ст., „За мужність” ІІІ ст., медалями.

         Має звання „Відмінник народної освіти”.

         Основні друковані праці:

1. От старины глубокой до наших дней: Очерки истории Тельмановского района Донецкой области.- ч.1 – Донецк: ТОВ «Алан», 1999. – 178 с.; Часть 2. – Донецк : ТОВ «Алан», 2000. – 168с.

 

2. Помним  войну: Очерки, воспоминания, стихи ( Сост. В.Г. Душка – Донецк: ТОВ «Алан», 2001 – 176 с. : ил.

 

Книга нужная всем.

Владимир Душка.

От старины глубокой до наших дней.

        Все проходит, но память остается с человеком, с народом. Она возвращает нас к прошлому, но не освобождает от ошибок. Прошлое не покидает нас, оно наше настоящее... Прошлому и настоящему посвящена замечательная работа Владимира Георгиевича Душки «От старины глубокой до наших дней». Очерки охватывают события, связанные с историей Тельмановского района Донецкой области. Работа вызывает неподдельный интерес и заслуживает большого внимания как в части ее содержания, так и структуры. Особо следует отметить творчество автора, его серьезную работу с материалом.

      Активная деятельность греческих организаций создала всевозрастающие возможности издаться, что привлекает и расширяет круг авторов. Издать свою работу - это естественное желание и стремление каждого,  кто прикоснулся к творческой деятельности. Одно дело, когда работа создается через «самиздат» и для семейного чтения. Другое дело, когда она приобретает официальный издательский статус. Основным критерием в данном случае выступает уважение к читателю. В этом вопросе работа В.Г.Душки может послужить примером.

       Труд исследователя и автора требует основательности, владения методикой проведения исследовательской работы и знания требований к написанию и оформлению работы. Поскольку краеведческой работой в основном заняты не профессиональные исследователи, возникает необходимость познакомить с общими научными положениями и требованиями к исследовательской работе.

         В качестве примера воспользуемся очерками В.Г.Душки. Раскрывая те или иные стороны работы, приведем соответствующие научные рекомендации и требования, воспользовавшись приемом автора - «отступление», в которых он раскрывает собственный взгляд на событие, не нарушая целостности основного содержания.

Отступление

       Выбор темы исследования, как правило, связан с личностными интересами автора, его жизненным и творческим опытом и готовностью к систематизации собранного материала. Общественный интерес к теме, проблеме прежде всегда связывается с их неизученностью, наличием используемых новейших источников и оригинального подхода автора к исследуемой проблеме и написанию работы. Увлеченность автора темой - это эмоциональный фактор, действующий постоянно в благоприятном для автора направлении и... нередко приводящий его к искажению рассматриваемых событий и тенденциозности подходов к анализу фактов.

    В истории переселения христиан из Крыма сложились два подхода к исследованию этих событий: переселение и депортация. Эти подходы и определяют позиции авторов к исследованию известных фактов. Однако научные подходы требуют всестороннего, системного исследования событий с различных точек зрения одних и тех же фактов, с позиции всеобщей взаимосвязи всех процессов и явлений.

 

ххх

       В.Душка выбирает хронологический подход к описанию событий. Путь верный и достаточно соответствует названию «От старины глубокой до наших дней». Представленное содержание работы в исторической последовательности охватывает описываемые события. Содержание материала достаточно точно раскрывает название разделов, что может говорить о продуманности автором плана работы, о систематизации материала согласно выбранной структуре работы.

       Однако отдельные события автор только обозначает, не останавливаясь подробно на их раскрытии и обосновании проблемы. Возможно, это связано с авторской концепцией раскрытия событий. В авторской практике это, как правило, следствие ограничения объема работы и желания автора как можно больше охватить исследуемые события.

                                       Отступление

        Составление плана работы, ее оглавление предопределяют творческую деятельность автора. Ибо разработка плана -это разработка идеи, замысла. План исследования -организационный фактор не только в написании работы, но и в анализе литературных источников и архивных поисках. Практика показывает, что начальный план работы, как правило, является предварительным. В процессе он нередко дорабатывается и даже перерабатывается. Однако составлять его необходимо, чтобы учесть круг и последовательность изучаемых вопросов.

       Анализ авторских работ показывает, что нередко наблюдается несоответствие содержания названию раздела или названия разделов работы не раскрываются в тексте. Основным требованием является точное, емкое и краткое определение в названии раздела (да и в названии самой работы) основных положений, замысла и идей автора. Возможны два варианта. Первый, когда название раздела предопределяет последующую работ; автора по систематизации и написанию раздела, а второй, когда сам материал «подсказывает» автору свое название.

          Одна из постоянных авторских проблем -это проблема соотношения установленного объема и фактического материала работы. Данная проблема выступает во взаимосвязи. Увеличение объема работы или раздела должно прежде всего связываться с расширением тематики исследования или насыщением материала новыми фактами. Стремление автора к увеличению объема работы и придание ей «писательской солидности», как правило, связано с детализацией событий или подробным описанием не имеющих прямого отношения событий к основному тексту. Раскрытие конкретных проблем с описанием дальних событий и приведение малозначительных фактов для обоснования целей затрудняют процесс познания авторских исследований и, как правило, «уводят» читателя от главной мысли автора. Обратной стороной данной проблемы является насыщение фактическим материалом ограниченного объема работы или раздела. Стремясь «объять необъятное», автор фиксирует проблему, обозначает постановочные вопросы, но не раскрывает их в должной мере. Решение проблемы установленного объема работы и содержания работы - это авторское искусство.

           Особо следует обратить внимание на «повторы» излагаемого материала. Они преследуют и начинающих, и опытных авторов. Именно неоправданное расширение материала и его детализация ведут к повторному описанию событий. При повторах мысль, как правило, повторяется, новизна заключается в литературных подходах к изложению материала, что создает иллюзию новизны. Другое дело, когда одно событие становится объектом исследования с различных точек зрения, что усиливает объективность исследования.

ххх

         В.Г.Душка как автор уточняет свою позицию, свой подход к публикуемому материалу. Данное обращение к своему читателю всегда уместно, так как существует ряд обстоятельств, которые ограничивают творческую деятельность автора. Необходимо отметить, что автор в работе следует своей позиции и стремится к объективности раскрытия описываемых событий, опираясь на доступные ему документальные источники.

       Следует отметить, что объективность или, вернее, стремление к объективности всегда вызывает критический подход читателей к описываемым событиям. Такова объективность как явление. Она беспристрастно фиксирует происходящие события. Однако мы, участники этих событий, смотрим на происходящее со своих жизненных позиций и личностных интересов. «Оживление» происходящих событий наступает с момента взгляда автора, его личностной позиции и интеллектуальной подготовленности.

              Лучшим доказательством происходящих событий являются свидетельство их участников, их автобиографические данные. В.Душка в доказательной манере приводит протокольные данные заседания различных органов советской власти на местах. С одной стороны, эти материалы интересны сами по себе, а с другой - позволяют читателю пронести свои исследования и заключения. Автор не пытается раскрывать глобальные проблемы «мирового масштаба», а происходящие события в стране он раскрывает в масштабах своего исследуемого региона, через показ судьбы конкретных людей.

         Очень четки и емки приведенные воспоминания свидетелей и очевидцев событий 1937 года. Они рядом с нами, и мертвые, и живые в нашей памяти. Автор очень удачно выбрал протокольный стиль изложения, лишенный всех отступлений и пояснений. Сухость изложения в данном случае более предпочтительна, чем литературное изложение данного материала. Эта часть книги могла бы составить основу отдельной работы.

         Выделим мысль автора о том, как фиксировали наши предки происходящие события в своих деловых бумагах. Фиксировали только главное. Протокольная часть была главной в общественной жизни. Фиксировалась в хронологическом порядке жизнь сельских, поселковых советов и общественных организаций. Сделаем и мы отступление и вернемся к нашим повседневным делам. Наше активное, всевозрастающее общественное движение греков Украины, найдет ли оно объективное отражение в наших деловых бумагах, протоколах? Всегда ли фиксируются происходящие события, их участники, что мы оставим исследователям будущего, смогут ли они рассказать правду о наших днях? Есть над чем задуматься.

Отступление

         Остановимся на некоторых общенаучных методах, имеющих первостепенное значение для исследования краеведческих проблем. Это прежде всего метод изучения литературных и документальных источников. Методика их выбора и изучения в первую очередь определяется целями исследования, а также фактическим наличием и полнотой существующих материалов. Следует помнить, что литературные и документальные источники могут содержать «определенные неточности». Поэтому рекомендуется не ограничиваться анализом одного источника, а провести всесторонний анализ фактического материала по другим источникам. Как пример можно привести проблемы основания города Мариуполя. В качестве доказательства выступает известная грамота Екатерины, как основной исторический документ. Происходящие события трактуются с различных точек зрения и авторских позиций.

         Исследование краеведческих проблем всегда связано с использованием метода опроса. Он основан на целенаправленном получении информации путем устного опроса (беседы, интервью, анкетирования). Опрос проводится по заранее разработанной программе, включающей прямые и косвенные вопросы. Материалы результатов опроса «оживляют» работу, делают ее более достоверной, убедительной и близкой к читателю. Однако результаты опроса находятся в прямой зависимости от уровня знания автором проблемы, поставленной цели, разработанной программы опроса и умения его провести. Нарушение данных требований или тенденциозное отношение автора к исследуемой проблеме естественным образом приводит к «желаемым» результатам, т.е. к необъективности освещения описываемых событий.

           Следует обратить внимание на необходимость придания полученным результатам опроса научного статуса. Это касается точной фиксации автобиографических данных персонал ей, места и времени опроса. Возможно и приведение их автобиографических данных.

           В описании современных событий используется метод наблюдения. Наблюдателем выступает автор. Он же выступает и как участник событий. Основным требованием к методу наблюдения является объективность фиксирования событий и их анализ. Однако их результат находится в прямой зависимости от позиции автора. Именно позиция автора в значительной мере предопределяет весь ход исследований и его результаты.

          В данных исследовательских условиях единственно возможным подходом к решению проблемы может выступать системный анализ проблематики вопросов. Он предполагает изучение проблемы с точки зрения всеобщей взаимосвязи явлений и фактов, путем исследования комплекса взаимосвязанных источников. В первую очередь необходимо использовать источники, имеющие прямое значение для исследуемой проблемы. Так как «околопроблемные» источники могут оказать влияние на объективность исследования и достоверность выводов. Возвращаясь к проблеме Мариуполя, следует отметить, что поиск совершенно новых первоисточников позволит авторам различных гипотез быть более убедительными в своих доказательствах правоты авторской позиции.

ххх

       Остановимся на отдельных проблематичных вопросах, поднятых В.Г.Душкой, и его подходах к их решению.

      Весьма полезным для нас, живущих, напоминание о природном достоянии нашего края. Для последующих поколений всегда будет составлять интерес состояние природных условий нашего времени, как и для нас - прошедшие времена. Все изменяется во времени, изменяется и окружающая среда. И в этом наша активная созидательная деятельность играет не последнюю роль. Автор остро обозначает проблему и с глубоким знанием обращается к читателям, каждому из нас: «Проблема за проблемой... И все их создаем мы - люди».

        Прав автор и в отношении охраны памятников истории и культуры. История цивилизации оставила на наших землях уникальные памятники, принадлежащие к различным эпохам -от ранних этапов палеолита до времен Киевской Руси. И вновь призыв автора к читателю об их сохранении и необходимости создания историко-краеведческого музея - как центра просветительской работы в регионе.

        Поднятые проблемы осознаны автором, аргументированы, что свидетельствует о всесторонней и глубокой проработке вопросов. Они касаются и нашей повседневной жизни. Сегодняшние наши дела завтра уйдут в историю, и наша повседневность будет вызывать интерес у будущих исследователей. Так достаточно ли мы относимся бережно к сохранению различных достижений нашего времени, к деятельности греческих организаций?

         Известно, какое место отводилось самоуправлению в России. И автор, исследуя события накануне революции, тонко подмечает, какое громадное значение придавали малограмотные крестьяне органам самоуправления. Касаясь современности, автор заключает (и не без справедливости), что мы полностью разучились управлять самими собой. Весьма полезно периодически задуматься и посмотреть на события, на себя со стороны, осмыслить день сегодняшний с позиции прошлого. Не учимся на опыте и ошибках прошлого. Самоуверенно созидаем свое и повторяем ошибки прошлого.

      Проблема переименования (возвращения) носит волнообразный характер: Мариуполь-Жданов-Мариуполь, Сартана-Приморское-Сартана, Чермалык-Заможнее-Чермалык... Такова реальность нашей истории. Следует согласиться с мыслью автора, что восстановление исторической справедливости - это уважение к достоинству народа, пусть и немногочисленного народа, но имеющего свое богатое историческое прошлое.

        Интересна мысль В. Душки о необходимости издания специального закона «раз и навсегда отбить охоту кому бы то ни было покушаться на историю». К сожалению, эти вопросы регулируются не законами, а культурой государства и традициями народа. И в этом вопросе достойное уважение заслуживает Греция, сохранившая свою тысячелетнюю историю, несмотря на сменяющие друг друга эпохи, власти и лидеров.

          Прошлое не покидает нас, оно - наше настоящее. И в этом прекрасным подтверждением выступает замечательная работа Владимира Георгиевича Душки. Думается, что читатели по достоинству оценят плодотворный труд Владимира Георгиевича и как исследователя и как автора. И мы вправе ожидать, что вторая книга по достоинству не уступит первой. Слово за читателем.

Виктор ХАРАБЕТ,

                                   заведующий научно-исследовательским центром ФГОУ, доцент, кандидат педагогических наук.

Статья перепечатана из газеты "Эллины Украины" с разрешения главного редактора Балджи Анатолия Яковлевича.

 


 На головну

 Зміст

 Наверх



Hosted by uCoz
Рейтинг@Mail.ru