Новини

Педколектив

Наші досягнення

Методична скарбниця

Козацькі традиції

Гордість школи

Наші випускники

Із історії школи

Шкільна країна

Навчальна робота

Тельманівська ЗОШ І-ІІІ ступенів

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ  И НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ ПОЧЕРКА

 

ВИДЕТЬ КРАСИВОЕ

 

Что такое  письмо ? Письмо- это способ передавать мысли, а красивое  письмо- это еще и искусство , графика. Отсюда и такое понятие:  писать картину, т.е. творить красоту.

     Я знакомлю детей с историей славянской письменности, русской «Азбуки», показываю, как писали раньше. И всегда стараюсь сравнить письмо с чем-нибудь красивым. Иногда говорю: красивое, каллиграфическое письмо напоминает кружева наших замечательных кружевниц. У  К.Паустовского  есть такие слова:»Кружева пели. Пели причудливые птицы в сказочном оперении, скворцы, едва различимые в густом переплетении ивняка, пели соловьи, иволги, зяблики, пели травы и цветы: ромашки и васильки, колокольчики, сон-трава, иван-да-марья, пели руки  кружевницы. Узор сменялся узором. Передо мною лежала кружевная скатерть с незатейливым узором зыбких кружочков. Так вот она, самобранка! Так вот он, узор, что зовется у нас в народе просто, очень просто- сыпкий дождик ».

     Из чего оно складывается, красивое письмо? Наверно, из «сыпкого дождика» Паустовского, из стихотворений  Пушкина и Васильева, из музыки Чайковского и Шопена , из картин Васнецова и Васильевского.

    Это те истоки, из которых человек выпивает однажды глоток живительной воды.

       Детям тоже надо дать этот глоток живительной воды. Можно начать с самого доступного и так необходимого- с природы. Сети паучков - это ведь  тоже искусство, и если внимательно присмотреться, они напоминают  искусство письма. Пусть ребята узнают и понаблюдают, как путешествует паучок с паутинкой вместе.

       Чайковский писал, что восторги от созерцания природы выше, чем от искусства. Огромно благотворное влияние природы на душу ребенка.

Начинается наш путь к  достижению прекрасного. Повторяя слова своего отца, я часто говорю: видите, как красиво вокруг, и то, что будет выходить из –под ваших рук, должно быть тоже красивым.

     За долгие годы своей педагогической работы я поняла: не следует сразу «бросаться» учить детей писать, при этом требуя, чтобы они все это делали так, как в «Прописях».

     Главное- заставить из полюбить сам процесс, заронить в их души понятие «красота» и научить применять его к своей работе тоже.

     Многие возразят : почерк  зависит от характера, темперамента, генетических возможностей, даже от настроения человека.

     Но  я хочу сказать, что, может быть, это все и так, но мы, учителя начальных классов, должны приложить все силы, чтобы обучение письму стало частью эстетического воспитания, способом постижения прекрасного. Это особенно важно в период становления почерка, который совпадает с периодом становления личности. Уверена, что такие положительные качества, как аккуратность, целеустремленность, внимательность, чувство гармонии, можно с успехом формировать в процесс обучения письму.

  

       Красивое письмо- это и выражение отношения к другим людям; неряшливый, малоразборчивый почерк в какой-то мере говорит о невнимании, безразличии к другому человеку.

  Одного умения видеть красивое недостаточно. Важно помочь ребенку, научить его созидать.

   Существуют, на мой взгляд, две опорные точки в этом  трудном деле. Основное- это развитие воображения и творческих способностей.

 

         УЧИТЬ ТВОРЧЕСТВУ.

 

Одно из главнейших причин равнодушия детей к учебе- отсутствие или убогость творческого начала в их духовной жизни. Не  в каждой семье родители заботятся об этом. В лучшем случае пытаются(часто вопреки желанию и способностям) обучать своего ребенка музыке, рисованию. Учителю в школе надо уметь увидеть творческие  ростки в детях и развивать их.

      Детскому рисунку я придаю большое значение. Это творчество,  духовная  жизнь ребенка.

          Хочешь увидеть, что спрятано в кладовой душе твоих детей, - дай свободную тему для рисования. Рисунок покажет, как малыш воспринимает окружающий мир, художественные произведения. Это будет чудесный детский язык.  Рисование способствует развитию пространственного и творческого воображения, творческих способностей.

           Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов, на мой взгляд , помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не  искажают пропорции и форму. Штриховка в какой-то мере подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании.

    А сколько изобретательности проявляют  ребята, моделируя, строя карету для Золушки,  ракету для полетов в космос, бабочек, цветы ! Они не просто переносят на бумагу что-то  из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.  

       Составление, моделирование и штриховка предметов- это и способ развития речи, так как мы всегда попутно составляем небольшие рассказы по теме, работаем над словом.

          Если мне удалось добиться , что ученики, в развитии мышления которых встречались  серьезные затруднения, придумали сказку, рассказ, связали в своем воображении несколько предметов окружающего мира, значит , они научились творить.

          Весь умственный труд нельзя сосредоточить в три-четыре часа, которые дети проводят в школе. Дома  дети должны выполнять такие упражнения, которые позволят более глубоко осмыслить материал. По  математике вместо примеров можно дать творческие задания : составить занимательные упражнения для устного счета, более сильным ученикам- составить серию задач. Ребятам такой вид работы очень нравится. Тут и воображение, и навыки счета, и творчество ребенка. Кроме того, дети любят рисовать, готовить подборки  для сочинений по темам «Наш хлеб», «Русская зима», «Наша Родина» и т.д. , по желанию самостоятельно учить понравившиеся стихи.

         Домашний умственный труд не должен быть утомительным и однообразным. Значит ли это, что у детей совсем нет домашних заданий по учебнику? Конечно, нет. Если тема сложная и учитель видит, что навыки правописания слов или вычислительные навыки необходимо закрепить, то задание непременно надо дать.

           С.Т.Шацкий писал, что начатки творческой силы существуют почти у всех….надо лишь создать для проявления ее подходящие условия.

       Из этих слов нетрудно сделать вывод, что учитель должен на уроках создавать такие проблемные ситуации, которые позволили бы ученикам самим переосмыслить, сделать  достоянием своей личности научный факт. Сейчас  есть много пособий и ТСО, которые помогут имитировать обстановку открытия ( пусть открытие будет самое маленькое- заглавная буква Б похожа  на туриста з рюкзаком на спине).

        Знать об открытиях – это мало, школа стремится научить открывать, творить, шагать от открытого к неизвестному.

         Ведь труд мысли невозможен, если нет творчества.

 

УСПЕХ В  УЧЕНИИ

 

-- Ура! У меня получилось!

Когда я  слышу это в классе- у меня праздник.

      Успех в учении –единственный источник внутренних сил в преодолении трудностей.   Мною всегда руководит заповедь- дать радость каждому ученику, радость познания мира. Это, на мой взгляд, самое  главное, но, пожалуй, и самое трудное.

           Первоклассники все хотят учиться хорошо. Так отчего так нелегко бывает порой малышу ?  Расскажу о своих учениках.

           Часто случается, что дети не готовы к усвоению знаний. Они  трудно входят в ритм школьной жизни, с трудом выполняют домашние задания, какие бы они не были интересные. Эти ребята могут ослушаться.

     Трудно с детьми, которые в семье не знают слов «нельзя», «надо», «должен». Это маленькие потребители, не приученные ни к какой, даже самой простой( из бумаги вырезать какую-то деталь), деятельности. Как правило, эти дети не хотят сделать ни одного волевого усилия.

          Учеба требует немало умственного и физического напряжения, дисциплинированности. Родители часто забывают, что именно в домашних делах формируются качества, необходимые для успешной учебы: ответственность, умение дело доводить до конца, оценивать свою работу.

         Встречаются ученики  с интеллектуальной пассивностью, которые не хотят думать.

          Такие дети внимательно слушают учителя, старательно и аккуратно выполняют  ту часть работы, где достаточно простого копирования, а трудности начинаются  там, когда требуются умственные усилия(творческие работы): построить , составить устный рассказ. Учителю сначала трудно заметить это неумение думать, так как  в тетрадях все в порядке.

               Так или иначе, но мнение о себе складывается у ребенка еще до школы, его формирует семья, детский сад, общение у другими детьми. В школе же решающими  оказываются учебные успехи, которые подтверждают или опровергают прежнее мнение о детях (неуверенных и самоуверенных).

      Трудно с детьми ,  у     которых  негативное представление о своих учебных способностях, да еще ребята о них часто говорят: « Он еще в детском саду был непонятливый». В этом случае ребенок  полностью принимает это оценку. Здесь учитель должен проявить чуткость, учесть особенности ученика, постараться не заметить его слабых сторон, возвысить, отметить положительный рост в учебе. 

   Сознание  ребенка , что он меньше знает, чем взрослые( родители, учителя), другие ученики, является  предпосылкой для развития чувства неполноценности. Необходимо умело повести детей к осознанию того, что надо многому учиться, развивать постепенно трудолюбие, силу воли. Все неудачи в учебе- это слишком большой разрыв между тем, что может сделать ребенок, и тем, о чем его просят.

        Для многих детей младший школьный возраст окажется решающим в формировании личности. Наша задача – помочь им, повести их к мысли, что настоящее чувство радости( успеха) доступно тому, кто умеет напрягать силы: ощупывал буквы, запоминал, потом писал с помощью  вкладыша, не обводил буквы, а писал сам. Или на уроке чтения сначала читал слоги, потом слова, потом целые предложения. Здесь есть трудовое усилие, напряжение, но посильное для малыша.

           Для ребенка очень важно поработать как можно дольше со взрослым человеком(родителем, учителем), для которых труд- счастье, наслаждение, радость.

             Часто учитель   стремится  не потерять ни минутки на уроке, ни одного мгновения без активного умственного  труда, выжимает все из детей. После таких уроков ребенок очень устает. Тут успеха не будет.  Перенапряжение ведет к пассивности.  Есть трудные для восприятия тексты, дети устают читать, анализировать. Чувствуете, что наскучило детям читать, надо попросить их нарисовать иллюстрацию, рассказать сказку, включить музыку, можно даже посмотреть вместе в окно. Если не понимают ребята условие задачи, не корите их, что они тупые. Призовите на помощь творчество. Читайте еще раз задачу, а дети пусть рисуют ее, тогда становятся понятными зависимости. Это тоже способствует появлению чувства успеха. Так в любом деле. Каждая буква для малыша должна быть воплощением яркого образа . Это облегчит умственный труд. Вместе с тем нельзя забывать четкую, строго определенную цель: учить грамотно  писать буквы, слоги, слова.

      К воспитанию чувства успеха отношу и игру. Игра- это искра, зажигающая огонек пытливости.  Это так хорошо, что ребенок учится писать играя, что на каком-то этапе интеллектуального развития игра сочетается с трудом. Давно я поняла, что ни в  коем  случае нельзя стремиться перепрыгнуть через несколько ступенек сразу, если твоя цель- стремится к радостному, успешному труду. Идти нужно медленно иногда возвращаясь назад, не тянуть ученика, а добиваться   того, чтобы он сам сделал шаг вперед.

                 

      ТРУДНОСТИ  И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ

      

    Набирая  первый  класс, уже  предчувствовала: опять будут слезы над “Прописями”, огорчения из-за кривых букв, залезающих  за   строчки.  Учим , учим все  эти хитрые соединения, значки ( а их триста- элементов букв и их соединений), вдруг ученик заболел, пропустил уроки-  и хоть снова начинай: верхнее соединение, нижнее соединение, палочка, точка, крючок….

          К тому же практика показывает, что ученик в период обучения письму не развивается: монотонное и однообразное написание элементов букв его утомляет, не вызывает в нем интереса, не активизирует мыслительных творческих способностей, не развивает речь. Л.С.Выготский писал, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского  развития. Только тогда она сумеет в процессе обучения вызвать к жизни те процессы, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития.. Учителя добиваются успехов, хорошей успеваемости за счет систематического превышения норм расходов  времени, за счет  дополнительных занятий.

         На ранних этапах своей педагогической работы я подметила, что при написании некоторых букв дети ведут себя необычно, часто плачут, особенно нервничают, когда пишут буквы со сложными элементами ( б, в, д, з, ж, ц, щ). Причина – мыщцы пальцев  слабые и рука быстро устает. Значит , для написания букв у них не хватает мускульной натренированности.

          Уже  на самых первых этапах обучения письму у ребят появляются неудовлетворение, а у родителей огорчения. Бесконечные напоминания: правильно держи ручку, тетрадь, следи за посадкой, наклоном букв, соблюдай интервалы  между буквами, словами и т.д. -  дергают ученика. Радости труда он не испытывает. И  наступает момент, когда появляется и быстро растет нелюбовь к письму, т.е., говоря языком науки, исчезает положительная мотивация  учения. Слова В.А.Сухомлинского о школе радости приобретают по отношению к первокласснику иронический смысл.

          Почти все дети не любят писать, у них нет потребности в этом.

       Научные исследования показывают, что школьник, приступившый к письму, не только не ощущает потребности в этой новой речевой  функции, но в высшей степени смутно представляет себе,  для чего вообще эта функция нужна ему.

         Создается гигантский барьер в обучении письму: во-первых- «не хочу», во-вторых -»не могу».

        Как  это нежелание преодолеть? Нельзя ли облегчить обучение письму, построить уроки  интереснее, чтобы захотелось писать?

         Есть замечательные педагогическое правило: хочешь, чтобы дети чему-то  очень захотели научиться, обеспечь им первый успех.

        Важно , чтобы учитель глубоко понимал те  психические процессы, которые протекают в сознании ученика во время письма. Письмо- один из видов речевой деятельности: передача с помощью графических знаков (букв), а точнее, их   комплексов, какого-то существенного, важного для пишущего и для читающего содержания, какой-то информации.

        Главное, чтобы буква для школьника была элементом слова, значение которого он понимает. Например, если он пишет букву  з, она для него – первая буква слова Золушка. Сознательное отношение к содержанию письма формируется у ребенка даже тогда, когда он пишет отдельные буквы. В процессе письма он должен осознавать содержание , технику начертания   букв и их комплексов, орфограммы.

              В основе  творческого  процесса лежит стремление ученика к познанию нового- это одна сторона. Другую составляют умения и навыки, которые ученик приобретает на уроке, где  постепенно совершенствуются навыки творческого умственного труда.

        

 

 

 

 

 

ПОИСК ПУТЕЙ ЭФФЕКТИВНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ

 

Штриховка – развитие мускульной памяти

 

В.А.Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От их , образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. ем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием руда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее.

       Очень важно, как мы говорим, поставить руку, подготовить  ее к работе.

       Я считаю этот  этап определяющим успех всего обучения.

Дети штрихуют предметы, которые  рисовали  построили при помощи фигурных линеек(трафаретов) с вырезанными  на них геометрическими фигурами. Некоторые учителя удивляются: что же здесь особенного, мы всегда стараемся в первые недели учебы  штриховать и рисовать с детьми. Особенного действительно ничего нет, но важно заниматься этим, имея перед собой определенную цель.

       Правила не трудно запомнить: штриховать только в заданном направлении, не заходить за контуры рисунков, соблюдать одинаковое расстояние между линиями(штрихами). Дети принимают условия быстро, легко, как в игре.

       По данным наблюдений ученых, известно, что мускульная память у детей от четырех  до семи лет очень цепкая и наиболее  возбудимая. Обучение   же каллиграфии начинается тогда, когда все дефекты уже  утвердились и физиологический период работы этого вида памяти уже миновал.  При этом  надо помнить, что первое впечатление у ребенка самое сильное и самое яркое. Так, обучаясь, например, писать букву  у, ребенок начинает  нервничать, так как у него не получается петля. Она у него искривленная, и он запоминает букву искаженной. А петля не получилась потому, что еще очень слабы мелкие мыщцы его пальцев и кисти руки( это особенно относится к первоклассникам – шестилеткам).

     Что же в этом случае может помочь? На мой взгляд, это упражнения , развивающие мелкие мыщцы его пальцев  и кисти руки. Поэтому на первом этапе особое место я  отвела такому  виду работы, как штриховка, она укрепляет не только мелкие мыщцы пальцев и кисти руки, но в процессе работы развивается внутрення  и внешняя речь, логическое  мышление, общая культура, активизируются творческие способности.

       Когда проводится штриховка? Штриховать дети начинают с первого урока и продолжают до конца периода обучения грамоте ( для первоклассников-шестилеток штриховка проводится в течение всего учебного года). На уроке они штрихуют до знакомства с первой буквой и после знакомства с ней.

          Я заметила во многих случаях, что при первых попытках в штриховании ребенок не может долго сидеть за этим упражнением: мускулы его руки быстро утомляются. Все начинающие штриховать сильно нажимают на карандаш, причем он часто ломается и рука, его держащая, напрягается: мускулы пальцев еще слабы и в них нет необходимой для этой работы координации. Но работа сама по себе очень увлекательная , и ребенок возвращается к ней непрерывно по доброй воле.

        Наблюдая и сравнивая детские рисунки, мы видим, как расходящиеся во все стороны, выходящие за черту контура штрихи делаются все легче и определеннее, строго держатся в границах . По этим рисункам можно следить за совершенствованием мускульного аппарата, если притронуться к руке ребенка через некоторый(  большей частью очень короткий ) промежуток  после  первых упражнений, мы не почувствуем уже напряжения мускулов.

      Если бы сосчитать штрихи, проведенные ребенком, и перевести их на графические знаки, они заполнили бы множество тетрадей.

      Таким образом, овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, которой нет даже в более старшем возрасте. Когда они берут впервые авторучку для того, чтобы приступить к письму в тетрадях, они владеют им так же хорошо, как человек, много писавший.

       Что необходимо для штриховки? Для штриховки каждому ученику надо иметь альбом(тетрадь для рисования), причем один альбом для выполнения работы в классе, другой для работы дома( его дети  заводят по своему желанию; для первоклассника-шестилетки надо только один альбом – для работы в классе), альбома для раскрашивания, простой и цветные карандаши, фломастеры и ручки с цветными пастами( можно использовать со второго полугодия как семилеткам, так и шестилеткам), трафареты с геометрическими фигурами, фигурами животных и предметов, которые изготовлены из пластмассы, и набор разных лекал. 

     В какой последовательности надо работать с линейками-трафаретами и лекалами?  Вначале  для штриховки дети  используют  трафарет с геометрическими фигурами. Некоторые фигуры им уже знакомы, так как они  работали с ними еще в детском саду. После этого  как ученики  научатся хорошо обводить геометрические фигуры, штриховать их  параллельными отрезками,  составлять из них простейшие предметы, они могут приступить к работе с другими трафаретами( с изображениями предметов и фигур животных), а также лекалами. Дети  обводят фигуры, штрихуют их, составляют их них различные комбинации. Начиная с октября, учащиеся уже штрихуют не только параллельными отрезками, но и волнистыми и круговыми линиями, полуовалами, петлями.

        На втором месяце обучения учащиеся уже сами составляют свои рисунки из фигур трафарета и лакал. Штрихуют они  в течении всего периода обучения грамоте, хотя в этом нет никакой необходимости. Работа со штриховкой очень увлекает детей, доставляет им удовольствие, они не чувствуют утомления.

   Со второго  полугодия учащимся предлагаются альбомы  для раскрашивания, книжки «Игры в картинках». К этому  времени дети уже знают все буквы и в свою штриховку активно включают элементы букв. Используя трафареты геометрических фигур, мы с ребятами составляем, чертим по ним целые смысловые композиции- для последующей штриховки.

        Как учащиеся работают с трафаретами и лекалами ?  При работе с трафаретом с геометрическими фигурами надо положить его на лист альбома и простым карандашом обвести  знакомые фигуры. Дети  часто настолько увлекаются этой работой, что обводят не только знакомые, но и не знакомые фигуры.  Затем трафарет снимается с листа и каждая геометрическая  фигура делится на параллельные  отрезки(фигуры). Здесь в первую очередь отрабатываются такие  штрихи: параллельные отрезки сверху вниз, снизу вверх, слева направо. Расстояние между  отрезками(штрихами) должно составлять ширину строчной буквы. Первоначально, чтобы было понятно направление отрезка, т.е. откуда  и куда  надо рисовать, необходимо указать на одном из них стрелку.

     Приведу фрагмент первого урока письма, на котором учащиеся знакомились с трафаретом, обводили фигуры и делили их затем на параллельные отрезки:

      - Ребята, откройте  альбом. Возьмите  трафареты и наложите  их на первый лист  в альбоме. Обведите по контуру знакомые вам фигуры, - говорю я. (Дети обвели по контуру не только  знакомые фигуры, но и те, которые они не знали. Обводили фигуры они с большим увлечением).     

--- Отложите трафареты. Все  правильно выполнили задание. А теперь каждую фигуру вы разделите  на одинаковые  отрезки. Но прежде чем вы  будете это делать, посмотрите и послушайте , как это буду делать я. (Перед  штриховкой я показываю на доске образец,  как надо делить фигуру на одинаковые отрезки,  как рисовать стрелку в конце отрезка.)

     -- Возьмите простой  или любой цветной карандаш. Первую фигуру(показываю   на первую фигуру наверху слева) вы разделите на одинаковые отрезки, или, другими словами, штрихи. Отрезки вы проведете сверху  вниз. На   конце любого из них нарисуете  стрелку.   Не заходите за границы фигуры.

      Первое время я руковожу действиями детей,  направляю их.

Учащиеся постепенно  разделили  все фигуры на отрезки, причем чертили  не только   сверху вниз, но и снизу вверх, слева направо. Некоторые дети в одной фигуре сумели провести  штрихи в разных  направлениях.

      На последующих уроках с помощью трафарета с геометрическими фигурами учащиеся строили разные предметы,  заштриховывали их , составляли  их фигур смысловые композиции. Например, на уроке чтения дети познакомились со звуками ( х) и (х»), буквами Хх, а на уроке  письма  они «построили» электровоз, вагоны, потом отправились   в путешествие, а вернее на экскурсию, в  Киев, в Музей  хлеба. Или, например, «сделали» комбайн для уборки урожая хлеба.  В процессе такой работы у детей развивается познавательный интерес. Они узнают , что  хлеб бывает трудным, горьким, вкусным, свежим, горячим, узнают цену хлеба.  На этом   же уроке  решается и другая задача- обогащается речь младшего школьника.   Дети знакомятся с такими словами, как хлеб, хлебный,  хлебопашец, наблюдают за расхождением произношения и написания слова хлеб.

     После того как дети научатся хорошо обводить геометрические  фигуры, штриховать их   параллельными  отрезками, составлять из них простейшие предметы, они могут  приступить к работе с другими  трафаретами(предметами), а также с лекалами. По  образцу учителя дети составляют смысловые композиции. Например, на  предметном  трафарете есть изображение ели, машин  и  т.д. Обвели один ряд елочек, потом еще один ряд. Образовалась  дорога, по ней пойдут машины,  навстречу друг другу.

          Вверху летит самолет, светит солнышко. А теперь к слову ель подберем  родственные слова : елочка, еловая(шишка), ельник. Ребята объяснили смысл каждого слова. Составим рассказ по рисунку. « Был ясный день. Светило яркое солнце. В воздухе кружился самолет. По дороге ехали машины. Вдоль дороги росли елочки.»

     А теперь можно и поштриховать. Напоминаю: штрихи должны не выходить за пределы фигуры, штриховать можно сверху вниз, снизу вверх, слева направо.

        С помощью трафаретов с геометрическими фигурами и предметов можно составить композиции по темам: «От кареты до ракеты»(развитие нашей техники- технический прогресс), «Метро», «Стройка», «Природа», «Хлеб», «Космос» и т.д. Я использую в работе историческую, техническую  литературу, уже не говоря о словарях, устном народном творчестве, сказках, стихах Маршака. И , надо сказать, затраченный труд не пропадает  даром.

 

 

     РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНОЙ ПАМЯТИ

 

 Известно, что понятие у ребенка образуется, когда сформировано ощущение. Понятию и  образу буквы я решила учить через осязание.

     Постепенно пришла к выводу, что эффективнее использовать метод ощупывания букв из наждачной бумаги в направлении  письма. Формирование в сознании ребенка буквы происходит, следовательно, с помощью тактильных рецепторов детской руки. Этот этап начинается с изучения первой буквы и продолжается до конца изучения.

      Из самой нежной( чтобы не оцарапать подушечки пальцев) наждачной бумаги родители вырезают буквы(заглавные и строчные) и наклеивают их на бумагу или картон.

        Что необходимо иметь ученику? Здесь  есть два пути. Первый путь такой. Для каждого  ученика заранее изготовляются 33 карточки с буквами(заглавной и строчной и соединение их). Буквы  вырезаются из наждачной бумаги и наклеиваются на карточку. Карточки помещаются  в конверт, который имеет каждый ученик.

         Второй путь- наклеивание наждачных букв в альбом. Это лучше использовать в работе с шестилетками. На одной стороне листа наклеивается буква, а на другой ( оборотной) делается штриховка разный  фигур.  Альбом имеется у каждого ученика. Указательным пальцем правой руки( в дальнейшем дети могут работать и другими  пальцами) ученик ощупывает их контуры, запоминает образы букв, из различие, элементы букв, направление письма. В этом большую помощь оказывает  материал, из которого изготовлены буквы: шероховатая  поверхность наждачной буквы. Прочному  запоминанию буквы во многом способствуют игровые моменты. Они имеют большое значение, особенно при работе с первоклассниками- шестилетками. Создание игровых ситуаций очень характерно для второго этапа.

         Например, на уроке обучения грамоте дети познакомились со звуком ( ч), с буквами (заглавной и строчной),  обозначающими этот звук, научились  читать слоги, слова, распознавать в  них звук (ч). На уроке письма работа была продолжена. Ученики работали с кассой  букв и слогов, пальчиками ощупывали  букву Ч ч, запоминали написание буквы, соединений. Буквы они ощупывали, используя игровой момент. Предварительно детям прочитала отрывок из  сказки Дж.Родари  «Приключения  Чиполлино».

За 10-15 минут до звонка, используя  трафареты  геометрических  фигур и лекало, мы с ребятами составляем, чертим целые композиции для последующей штриховки. Проект обычно обсуждается( 1-2 минуты): какие геометрические фигуры надо обвести, чтобы построить  дом для Тыквы? ( Ромб, квадрат, треугольник, круг и т.д.)

С чего обычно начинают  строить дом? ( С фундамента- значит лучше выбрать прямоугольники).

   К каждой букве мы придумываем рассказ-игру,  оживляющий процесс ее запоминания и доводящий до автоматизма воспроизведение. Например, при знакомстве с буквой Мм можно предложить  ребятам  помочь муравьишке найти тропинку к дому. Чтобы задание не наскучило, будем менять героев. Пусть муравья проводит белочка( она скачет, т.е. продвигается быстрее, чем муравьишка, зайчик передвигается с опаской, много раз повторяя свой путь сначала, лисичка крадется). Пока все персонажи пройдут по тропинке- пальчик ребенка запомнил новый для него маршрут.

       Хорошо использовать при ощупывании букв и музыкальное сопровождение- это  усиливает запоминание. Мой класс с удовольствием напевает песенку Красной  Шапочки композитора А.Рыбникова на стихи Ю.Кима  «Если долго –долго» при знакомстве с буквой Шш. При ее начертании мы как бы повторяем путь Красной Шапочки к бабушке. Ее выслеживает волк, она петляет по тропкам лесным( звучит отрывок из сказки). А в момент соединения заглавной и строчной букв наша героиня неожиданно  заблудилась. Как быть? Дети  охотно подсказывают: надо идти вверх по  тропинке. Отрабатывается верхнее соединение. Используется в дальнейшем и прием «Угадай букву»: ну-ка, дети, закройте глазки и найдите начало буквы, назовите эту  букву.

    На каждом уроке большое внимание уделяется звуко-буквенному анализу слов, с опорой на схему, что способствует развитию у детей графической зоркости.

    Главная цель двух этапов: научить делить сложные геометрические фигуры, композиции на параллельные отрезки-штрихи, развить  мускульную память, с одной стороны, с другой- создать в памяти ребенка модель буквы. Общеизвестно, что  человек с помощью зрения воспринимает 85-90 % информации, а тактильные рецепторы воспринимают  в порядке 1% информации, поэтому при непрерывной штриховке сложных композиций происходит тренировка пальцев при непосредственном и активном участии зрения(зрительной памяти), т.е. зрение является как бы обратной связью в   этой замкнутой системе: пальцы ребенка с карандашом, зрение, сознание, двигательные функции- другими словами, в этом случае происходит автоматический процесс  самоорганизации  сознания для правильной штриховки сложных композиций, для запоминания образа буквы.

  На втором этапе происходит тот же самый процесс  моделирования буквы в сознании ребенка, как бы автоматической системы с главной обратной связью по зрению. И поскольку эта обратная связь наиболее информативна, она активно помогает развиваться тактильным  рецепторам, информационная возможность которой ограниченна. Как было сказано выше, такой метод позволяет формировать в сознании ребенка образ буквы и ее  соединений. В процессе этого идет не только тренировка детской руки, но и , что самое главное, развитие мышления от абстрактного к конкретному- образами или целыми категориями образов. Хотелось бы отметить, что у детей, которые активно  овладевают этим методом, быстрее развивается речь, их логика мышления, более того, даже маленькие дети 3-4 лет, которые владеют карандашом, умеют рисовать и, как правило, более активно развиваются.

          Таким образом, обучение письму путем формирования  образа букв с непосредственным  развитием тактильных рецепторов всегда приводит к более интенсивному и интеллектуальному развитию ребенка. Обводя, ощупывая букву, ребенок уже «пишет» ее.

 

 

 

КОНСПЕКТ  УРОКОВ (ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ)

 

На первых , адаптационных уроках детей надо познакомить с геометрическими фигурами и с приемами штриховки.

       Очень важно обратить внимание ребят на то, как надо правильно сидеть во время работы, постоянно напоминать им, чтобы они были аккуратными и старательными.

        На каждом этапе необходимо объяснять цель тех действий, которые им предлагает совершить учитель.

       Например: «На уроке письма мы будем учиться писать буквы. Потом научимся правильно и красиво соединять их в слова, слова складывать в предложения. Но прежде мы должны хорошо поработать: подготовить пальчики к письму, для этого будем штриховать.»

      На первых уроках знакомство  с геометрическими фигурами должно сопровождаться ощупыванием их указательными и средними пальцами.

       Важный этап- работа учащихся в альбомах. Надо  следить, что ребята положили правильно трафарет(фигурную линейку) на лист бумаги, закрепили его левой рукой, правой рукой простым карандашом обвели все геометрические фигуры.

       Штриховка делается только под руководством учителя( сначала цветными карандашами). Необходимо контролировать направление и параллельность линий, посадку ребенка и то, как он держит карандаш.

     Следующие уроки непосредственно посвящаются подготовке к каллиграфическому письму. Последовательно вводятся новые виды штриховки. Все усилия учителя направлены на то, чтобы помочь ребенку  в тренировке и развитии мелкой мускулатуры руки. В подготовительный  период важно закрепить навыки правильной работы. На  каждом уроке желательно повторять ощупывание геометрических фигур по линейке-трафарету.

        Уроки подготовительного периода требуют большого напряжения сил от учителя,  так как дети еще не знакомы со многими правилами, часто отвлекаются.

       Особое  внимание на всех уроках надо  обращать на правила штриховки, их четкое выполнение детьми:

      1.Не выходить за контуры фигуры.

       2.Соблюдать параллельность линий.

      3.Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.

 Уроки в каждом конкретном случае могут строиться по – разному. Это могут быть чисто игровые композиции или уроки, на которых основную часть времени занимает штриховка, конструирование и письмо.

       При любых обстоятельствах необходимо устраивать на уроке музыкальные паузы, проводить физкультминутки, делать упражнения для глаз и пальцев рук. В конспекте мы эти компоненты опускали. Некоторые фрагменты уроков, хорошо знакомые всем учителям, также не включены .  Все ,  что связано с повторением материала, должно носить сугубо индивидуальный характер и зависеть от уровня подготовки класса.

     Основное внимание уделено темам «Создание в памяти ребенка образа буквы», «Развитие речи», «Построение  и штриховка». Первые уроки в качестве образца  даны более подробно.

  

БУКВА           А а

 

Повторение. Закрепление знаний о звуке ( а) : гласный( ударный, безударный), образует слог. Дети приводят примеры: Марина, Аня, мама, арбузы.

       Создание в памяти ребенка образа буквы Аа. Ощупывание буквы Аа из наждачной бумаги (15-20) раз. Учитель пишет буквы на доске и, объясняя последовательность написания, сравнивает движения руки с катанием на ледяных горках: поднимаемся вверх, остановились на мгновение, падаем вниз, потом попадаем на маленькую горку ( а) и затем спокойно опускаемся на землю.

   Дети пробуют писать букву водой на доске.

      Построение предметов , штриховка. Можно предложить в качестве варианта построение с помощью трафарета геометрических фигур аэродрома. Учитель руководит действиями детей, показывает направление штриховки. Желательно, чтобы на доске висел образец работы.

          Развитие речи. Знакомство со словами аэродром (площадка с различными сооружениями, необходимыми для взлета и посадки самолетов, их стоянки и обслуживания), аэровокзал, аэроклуб, аэромаяк и др. Обратить внимание на первую часть слов – аэро-, которая  показывает   взаимосвязь  с воздухом, в данном  случае с воздухоплаванием.

 Обычно ребята с удовольствием комментируют свои рисунки, рассказывают, что они  знают о самолетах и воздухоплавании.

     Целесообразно составить рассказ ( 4-5 предложений) по  сделанному рисунку, связав его с воспоминанием о лете, каникулах, проведенных с родителями, о полете в самолете.

          Построение предметов, штриховка.

Урок можно построить в виде сюжетной игры.

 --Герой сказки А.Толстого- деревянный человечек Буратино- не дошел до школы. Сегодня он придет к нам  в гости и будет вместе с нами учиться. (Буратино знакомится с буквой Аа). После занятий можно сходить отдохнуть в городской парк, покататься вместе с Буратино на «американских горках», послушать музыку.

     В это время дети водят пальчиком по букве  Аа из наждачной бумаги.

-         В парке растут цветы, много астр. ( Слого-звуковой анализ, выделение гласных  звуков и т.д.)

-             Для Буратино дети рисуют (строят) астры в альбомах..

-          

 


 Зміст

 Наверх

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz